Методика развития критического мышления
Прогресс не остановить. Не замечать того, что изменения окружающего мира - есть отражение изменения мира внутреннего, может только тот человек, кто в упор не хочет этого видеть. Человек стал более мобилен, свободен в своих взглядах и поступках и, пусть не покажется странным, более терпим к окружающим, даже по сравнению с тем, что было совсем не давно. Поэтому педагогика, построенная на воззрениях педагогики прошлого, не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Она возрождает предрассудки и стереотипы прошлого, не помогая ученику разобраться в его собственных проблемах и подавая в искаженном виде современную действительность, консервируя в его сознании все заблуждения и мифы прошлого.
Рецепт решения данной проблемы – развитие критического мышления учащихся. В учебной деятельности учитель часто сталкивается, с такой ситуацией, когда, несмотря на все его усилия, ученики поступают определенным, чаще всего неверным, образом, несмотря на только что данный образец действия или на только что изученный и пересказанный материал, если задание не есть простая копия образца. Если попытаться выяснить у ученика, почему он поступил так, а не иначе, то вряд ли он сможет это объяснить. В чем причина? Почему он во что-то верит с легкостью, а что-то безосновательно и беспричинно отвергает? В наличии в сознании ученика стереотипов, предрассудков и необоснованных допущений, на которых он строит свои выводы.
Можно ли их преодолеть? Можно ли это делать на уроках физики? Авторы отвечают утвердительно.