Методика развития теоретического мышления
Человек и его взаимодействие с природой носит уникальный характер. Человек вовсе не пытается непосредственно познавать природу, овладевать умением действовать в ней. Напротив, он как бы бессознательно отвлекается от всего этого и уходит в мир каких-то условных меток. Человек в отличие от животного не реагирует сразу на внешний стимул. Он живёт в отвлечённой реальности, состоящей из только ему понятных символов. Высшей формой этих символов являются понятия.
Реальный мир есть не то, о чём говорят наши органов чувств с их ограниченным восприятием внешнего мира, а скорее то, что говорят нам нами же созданные символы, охватывающие достаточно большой круг явлений. Познать природу – значит построить некоторые конструкции (модели) из понятий, в том числе и математических, которые бы смогли удовлетворительно ответить на определённые познавательные потребности и наши представления о природе. И, очень замечательно, если это ещё и согласуется с известными фактами и явлениями.
Этот процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, называется мышлением. Хочется подчеркнуть особо, что мышление не является прямым и простым отражением нашего чувственного опыта на языке понятий и моделей. Широта и глубина наших знаний объективной реальности определяется не количеством вводимых понятий и моделей, а их содержательностью. Умение применять знание – это умение оперировать понятиями и моделями.