Мир намного интереснее, чем кажется

Персональный сайт учителей физики
Гаряева Александра Владимировича
Калинина Игоря Юрьевича



Задания 2-го финального тура конкурса «Этот прекрасный, удивительный и загадочный мир». ФИЗИКА

7 класс

 

Задание №1: Ученик должен написать физическое сочинение на заданную тему, в котором он должен дать решение и объяснение поставленных в физическом эссе проблем познания (выделены жирным шрифтом).

 

Школьная доска – стена для мела

 

Писать и рисовать на стенах домов в Древнем Риме не возбранялось. И жители охотно это делали. Кто же учил римлян грамоте? Как ни странно это может показаться на первый взгляд – рабы. И первая классная доска была изобретена, как считают, безвестным рабом-педагогом именно в Древнем Риме. Что подсказало ему это изобретение? Может быть, исписанная стена? Никто этого не знает.

Доска мало изменилась за последние сотни лет. Все также размеров доски не всегда хватает на весь урок. Все также ученики и учителя пишут белым мелом на доске и пачкают свои руки и рукава. Почему мел оставляет на поверхности доски меловой след, а кусок белого мрамора – царапину?

Все также много времени уходит на стирание написанного. Для того чтобы доска была чистой, приходится мыть её поверхность неоднократно. Не каждая ткань подходит для тряпки, которой стирают написанное с доски. Почему? Какими свойствами должна обладать тряпка и школьная доска?

Но даже при наличии школьной тряпки из соответствующей ткани и тщательной уборки школьной доски после этой процедуры мел практически не пишет на поверхности мокрой доски. Почему? Приходится ждать, когда доска высохнет. Но урок органичен во времени, поэтому необходимо как можно быстрее высушивать доску, чтобы продолжить урок. Как это сделать? Почему?

Но и это иногда не помогает от неожиданных казусов. Даже сухая школьная доска вдруг неожиданно становится непригодной для письма мелом. Как школьные озорники могут временно вывести школьную доску из строя?

Ещё одна неприятность подстерегает учителя, когда он начинает писать на школьной доске. Почему иногда при сильном нажиме, так противно скрипит мел, которым пишут на доске? Что является причиной звука?

Обратим наше внимание на школьный мел. Он очень хрупок, и легко ломается даже от незначительного нажима. Почему два кусочка мела не соединяются, если их прижать друг к другу в отличие от пластилина?

Надо быть внимательным, а то мел станет непригодным для письма. Почему не следует держать рядом на лотке классной доски мел и влажную тряпку?

Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет. Если сухую губку положить на мокрый мел, она остается сухой. Объясните явление.

Доска совершенствуется. Меняются материалы, из которых её изготавливают. Начиняют электроникой и делают интерактивной… Но доска остается доской – хранительницей школьных тайн, ошибок и разочарований. На ней мы пишем первые в своей жизни буквы и на ней же мы пишем последние прощальные слова благодарности своим учителям, прежде чем покинуть навсегда школу. Она есть неотъемлемый символ школьной жизни.

 

Задание №2: Необходимо дать объяснение, в чем суть допущенных физических ошибок и дать свой правильный ответ, если среди предложенных вариантов нет правильного ответа.

 

Работа над ошибками

 

Почему стаканы из толстого стекла чаще, чем тонкостенные, лопаются при наливании в них крутого кипятка?

1. Потому что толстое стекло удерживает тепло и происходит притяжение молекул, а в тонком быстрее охлаждается.

2. Из толстого стекла стаканы прочнее, чем из тонкого, не прочные. Опыт: стакан перевернуть и опустить в воду, он не наполнится, потому что он наполнен воздухом.

3. Потому что у толстого стекла молекул больше, чем у тонкостенного. И из–за этого молекулы двигаясь, разрушают быстрее, чем тонкостенные. А двигаются они из-за того, что в стакан налили крутой кипяток, а от кипятка (горячего вещества) молекулы двигаются.

4. В стаканах из толстого стекла диффузия происходит быстрее, чем в тонкостенных.

5. Я думаю, что стаканы из толстого стекла лопаются при наливании в них крутого кипятка, потому что толстые стены нагреваются  очень и очень быстро (расстояние между молекулами больше и диффузия происходит быстрее), поэтому стакан лопается.

6. Потому что стакан из толстого стекла нагревается медленнее и когда тепло и холод встречаются, стекло не выдерживает и лопается, как лед брошенный в горячий чай.

7. Потому что молекулы, которые ближе к кипятку быстрее лопнут, а которые дальше медленней, значит происходит отталкивание.

8. Стакан из толстого стекла чаще, чем тонкостенные, лопаются при наливании в них крутого кипятка. Я думаю, потому что тонкое стекло пропускает больше воздуха, чем толстое и поэтому стекло толстое лопается.

Задание №3: Перед вами фотографии самолетов во время полета. Что произошло с каждым самолетом? Дайте объяснение.

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 4

8 класс

 

Задание №1: Ученик должен написать физическое сочинение на заданную тему, в котором он должен дать решение и объяснение поставленных в физическом эссе проблем познания (выделены жирным шрифтом).

 

Песок, который под ногами

 

Испепеляющая летняя жара гонит всех в тень и к воде. Лучшее спасение - окунуться в прохладную воду. И плыть, плыть, плыть… Благодать! Возле больших водоемов жара переносится легче. Это не уникальное явление – вблизи морей и океанов, например, формируется своеобразный приморский климат. Почему климат островов и прибрежных к океанам районов умереннее и ровнее, чем климат центральной части больших материков? Почему в пустынях наблюдается резкий перепад температур дня и ночи?

 Плыть и наслаждаться прохладой бесконечно невозможно - приходит откуда-то  усталость и надо снова возвращаться на берег. Почему, когда в жаркий день вы входите в воду, вода кажется холоднее воздуха, а когда выходите, то наоборот?

Чтобы не замерзнуть и не простыть, особенно, если есть хотя бы небольшой ветерок, необходимо сразу же обтереться полотенцем и бухнуться на песок. Зачем и почему?

Лежа на песке, чувствуешь, как солнце своими ласковыми лучами касается твоего тела, согревая его и раскрашивая в коричневый цвет. Почему под солнцем люди загорают? Почему загорают быстрее на берегу моря и высоко в горах? Что бывает причиной ожогов?

Особенно хорошо и приятно во время июльской жары вблизи воды утром и вечерком. Почему озера и реки нагреваются солнечными лучами медленнее, чем твердая поверхность, например, песок пляжа? Почему сухой песок прогревается быстрее по сравнению с влажным?

Прогуляться по кромке набегающих на берег волн не просто полезно и приятно, но и увлекательно. Море выбрасывает на берег множество разных предметов, от некоторых из них так и веет стариной и тайной. Шаг за шагом мы путешествуем по кромке воды,  заглядывая в прошлое, пытаясь узреть будущее. Загадки ждут человека не только в прошлом или в будущем – они вокруг нас. Многие из вас замечали, что в тот момент, когда вы ступаете на мокрый песок, он светлеет. Это связано с тем, что песок становится суше. Но как только вы убираете ногу, след, оставленный ногой, немедленно заполняется водой. Объясните это явление.

Если вы идет по сухому песку пляжа, и он шуршит под ногами, то источник звука очевиден – это трение песчинок друг об друга. Но на некоторых пляжах встречается «поющий», точнее, свистящий под ногами песок. Как вы думаете, почему песок свистит при нажиме на него?

Дети на пляже любят лепить из песка различные дворцы и фигурки. Слепить фигурку из сухого песка нельзя, а из мокрого можно. Почему? Почему нельзя слепить фигурку из мокрого песка под водой?

Взрослые тоже не прочь летом вспомнить детские забавы, но их планы и возможности более грандиозны. Они строят из песка огромные скульптуры, участвуют в конкурсах и получают за это призы. Почему для изготовления скульптур из песка в качестве материала берут не речной песок, а карьерный?

Всему есть конец – жара вдруг сменяется дождем. На море начинается шторм. Огромные волны непрерывно ударяют о берег. Вода легче песка. Почему же ветер в пустыне поднимает тучи песка, а на море – только небольшое количество брызг?

Кажется что песок пляжа, в отличие от воды, неподвижен, но это иллюзия. Песчаные отмели и песчаные холмы - дюны, возникающие на песчаных берегах морей, а также озер и рек, «кочуют».  Почему? Почему дюны, движутся обычно от моря в сторону суши?

Камни гальки и даже булыжники всегда имеют гладкую обкатанную поверхность, которая образуется при их соударениях в воздушном или водном потоке. А вот мелкие песчинки, несмотря на то, что они движутся более интенсивно, чем булыжники и гальки, сохраняют острые углы. Почему?

Мы не обсудили множество других вопросов возникающих у любознательного человека, отдыхающего на пляже. Мы не ставили перед собой задачи в этом эссе раскрыть все загадки речных и морских пляжей. Мы лишь начали разговор об удивительных и загадочных свойствах мира, лишь небольшую часть которого составляет пляж. Придите на пляж, и посмотрите на него умными и пытливыми глазами. Вы найдете ответы на свои вопросы – перед интеллектом человека природа бессильна.

 

Задание №2: Необходимо дать объяснение, в чем суть допущенных физических ошибок и дать свой правильный ответ, если среди предложенных вариантов нет правильного ответа.

 

Работа над ошибками

 

Почему под многими мостами в Ленинграде вода в реках и каналах зимой покрывается сравнительно тонким льдом или не покрывается совсем?

1. Я думаю, что под мостами в Ленинграде вода в реках и каналах покрывается зимой только тоненьким льдом, потому что машины очень часто ездят по мостам. И выхлопы от машин, разъедают лед, не давая стать толще.

2. Под мостами в Ленинграде живет много бомжей. Они разжигают костры, чтобы согреться и тем самым согревают воду, и она не покрывается льдом или покрывается тонким слоем.

3. Потому что по мосту постоянно ходят люди. Они предают посредством совершения работы (ступания по мосту ногами) энергию. Эта энергия частично передается в свою очередь воздуху, находящемуся между мостом и водой. Этот воздух передает энергию воде. За счет передачи энергии температура воды немного повышается. Поэтому вода не замерзает.

4. Потому что температура, при которой вода превращается в лед, меньше температуры, которая зимой в Ленинграде.

5. Потому что, чтобы реки замерзали, нужен холодный воздух, а т. к. над ними стоят мосты, то воздуху трудно проходить и проходят только самые быстрые молекулы, а так как воздух холодный, молекулы двигаются медленнее и плохо передают свою энергию воде.

6. Я думаю, что зимой в Ленинграде мосты отдают небольшое количество теплоты реке или каналу, которую накопили за лето. И поэтому, лед меньше или его нет, а каналы в Питере «стоячие» и поэтому только под мостами меньше льда.

7. Под мостами в Ленинграде вода в реках покрывается сравнительно тонким льдом или не покрывается, потому что там очень сильное течение и нет оптимальной температуры.

8. Потому что под мостами ветер почти не дует, и потому лёд плохо образовывается (сравнительно тонкий) или вообще не образуется. Нет условий для образования льда.

9. Под мостом вода не покрывается, или покрывается, но немного, потому что идет постоянное испарение и конденсация воды. Вода испаряется, пар остается на мосте, конденсируется и снова падает в воду.

10. Так как испарение под мостом не происходит, так как лучи Солнца не проходят под мостом.

11. Потому что вода в реках не стоячая, там сильное течение. Следовательно, молекулы движутся с достаточной скоростью, которая не позволяет молекулам застыть или остановиться. В этих реках, наверное, теплые течения и «быстрые» молекулы вылетают на воздух, поэтому на поверхности воды не может образоваться слой льда.

Задание №3: Что вы видите? Гибель самолета? Обычное явление природы? Боевое сражение? Или рекламный трюк? Дайте объяснение.

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 4

 

9 класс

 

Задание №1: Ученик должен написать физическое сочинение на заданную тему, в котором он должен дать решение и объяснение поставленных в физическом эссе проблем познания (выделены жирным шрифтом).

 

Стол, на котором едят

 

Что может быть проще стола? И что может быть сложнее стола? Сколько в мире столов и столько же разных проблем решают с помощью них – обеденный стол, письменный стол, компьютерный стол, операционный стол, журнальный стол… Но есть в них и общее, то что объединяет все столы – любой стол состоит из горизонтальной поверхности на ножках.

Предназначение стола – размещение на его поверхности предметов, с которыми человеку необходимо выполнить те или иные действия. На компьютерном столе размещают сам компьютер и все остальные необходимые устройства – клавиатуру, принтер, сканер, папки с файлами. На письменном столе лежат книги и письменные принадлежности, на операционном столе лежит человек, которому необходимо сделать операцию, на журнальном – газеты и журналы. А что лежит на предметном столе? Почему предметы, лежащие на столе, не проваливаются сквозь него?

Стол должен быть горизонтальным и не шататься. Как достигается устойчивость стола? Какой стол более устойчив – с четырьмя ножками или тремя? Существует мнение, что стол о трех ногах никогда не качается, даже если ножки его неравной длины. Верно ли это?

Для того чтобы работать за столом человеку необходим стул, который очень похож на стол, но имеет спинку. Каково его отличие от табуретки? пуфа? кресла? дивана? Для чего предназначен каждый из вышеуказанных предметов мебели? Как достигается мягкость деревянного венского стула? мягкого кресла? кожаного дивана?

Попробуем усесться за стол, но для начала проведем эксперимент. Отклоните стул, стоящий на достаточно гладком полу, на небольшой угол и отпустите. Объясните наблюдаемое движение стула.

Всему есть конец, в том числе и работе за столом, неважно за каким, письменном или кухонным. Почему не удается встать со стула, не подав корпуса вперед?

А теперь приступим к самому главному. Накроем праздничный стол. Во время праздника могут происходить различные удивительные и загадочные события. Попробуем их смоделировать и обсудить:

1. На столе постелена скатерть, на которой стоят столовые приборы. Можно ли убрать скатерть со стола, не трогая столовые приборы?

2. Колеблющийся камертон в руке звучит тихо, а если поставить его ножку на стол – громко. Объяснить явление.

3. На край абсолютно гладкого горизонтального стола положили абсолютно гладкий стеклянный шар. Что произойдет?

4. Представьте, что на стол, обращающийся по орбите вокруг Солнца, «положили» Землю. С какой силой она будет давить на стол? Выдержит ли стол?

Что может быть обыденней и проще стола? Только для человека, лишенного любознательности, мир кажется примитивным. Нам же с вами это не грозит – мир для нас хоть и сложен,  но познаваем.

 

Задание №2: Необходимо дать объяснение, в чем суть допущенных физических ошибок и дать свой правильный ответ, если среди предложенных вариантов нет правильного ответа.

 

Работа над ошибками

В автомобиле от аккумулятора к лампочке проведен только один провод. Почему в этом случае отсутствует второй провод?

1. Второй провод отсутствует, потому что если бы был второй провод, то какая-то часть тока переходила снова от лампочки к аккумулятору.

2. Потому что автомобиль железный и соприкасается шинами с землёй. Корпус является «минусом», а аккумулятор «минусом». И аккумулятор подцеплен к корпусу для возвращения электронов.

3. В автомобиле используют один провод для того чтобы электрическая цепь оставалась незамкнутой.

4. В автомобиле от аккумулятора к лампочке проведен один провод, а не два, потому что в этом случае она одна может передавать электричество.

5. Потому что лампочка там работает от постоянного тока, и он переходит в нагревании нити в лампочке. Она горит постоянно при токе. Когда её выключают, ток не нужен для свечения, и он уходит через тот же провод.

6. В одном находятся два провода. Я думаю, потому что этот провод состоит из 2-х – красного и синего, которые соединены с аккумулятором, и затем соединены между собой. Т. е. второй провод есть.

7. Я думаю, потому что для фары главное передать электрическую энергию нужно доставить к приёмнику. Для этого приёмник соединяют с источником электрической энергии проводником, а чтобы включать или выключать, надо приспособить ключ или звонок.

8. Потому что электрический ток может приходить и уходить назад к источнику по одному проводу.

9. В автомобиле к лампочке подсоединен один провод, т. к. отрицательным зарядом является сам кузов машины, т. е. к лампочке подсоединяется только один провод с положительным зарядом.

10. Второй провод отсутствует, потому что аккумулятор имеет один ключ, и поэтому в этом случае только один провод.

11. Т. к. от этой лампочки этот провод проходит в другие предметы, радио, колонки, в свечу зажигания после соединяется с аккумулятором.

12. Наверное, потому что заряда хватает на лампочку.

13. В этом случае пропадает необходимость во втором проводе, т. к. аккумулятор является источником тока, а лампочка потребителем и, если, соединить их хотя бы одним проводом, можно добиться проведения по проводу электрического тока и его поступление в лампочку.

14. Цепь нужна, т. к. она является проводником. Через неё передаются сигналы.

 

Задание №3: Что случилось? Неужто беда? Или нам это только показалось? Дайте объяснение.

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 4

 

10 класс

Задание №1: Ученик должен написать физическое сочинение на заданную тему, в котором он должен дать решение и объяснение поставленных в физическом эссе проблем познания (выделены жирным шрифтом).

 

Бог войны и его подданные

 

Рис. №2

Рис. №1

Артиллерия – бог войны. А у каждого бога есть свой богоизбранный народ, в данном случае это - артиллеристы. Именно с помощью них оживают во время битвы эти железные чудовища – пушки. Именно они обслуживают – смазывают и чистят своё божество, чтобы в нужный момент оно изрыгнуло из себя с грохотом и пламенем в сторону врага кусок металла, начиненный взрывчаткой.

  рис. 1

 рис. 2

Внимательно приглядимся к божеству - пушке. Главная его часть – ствол. Все остальное – это вспомогательные устройства, позволяющие быстро транспортировать, устанавливать, заряжать, наводить и, конечно, стрелять из орудия. Почему ствол артиллерийского орудия имеет утолщение в казённой части? Зачем стенки ствола артиллерийского орудия делают постепенно уменьшающейся длины? Для чего у дальнобойного артиллерийского орудия делают длинный ствол? Для чего внутри ствола пушек делают винтовые нарезки?

Апофеоз священнодействия по зарядке и наводке орудия – это сам выстрел. И он должен быть точен - враг должен быть уничтожен, а иначе, жди возмездия. Два-три неточных выстрела и ты уже обнаружен – ты сам стал мишенью для неприятельских пушек. А они не намерены безрассудно расходовать свой шанс погубить тебя и тем самым спасти себя. Поэтому артиллеристы много и неустанно трудятся на стрельбах и учениях – их мастерство залог их долгой и счастливой жизни. Почему возникает грохот при выстреле из винтовки или, тем более, из орудия? При выстреле из пушек рекомендуют открывать рот. Для чего? Почему при выстреле из орудия снаряд приобретает большую скорость, а само орудие – значительно меньшую? Во сколько раз скорость снаряда больше скорости отката орудия при отдаче? Почему стальной орудийный ствол не плавится при выстреле, хотя температура газов при этом достигает 3600 0С? (Температура плавления стали 1400 0С). Ствол пушки сильнее нагревается при холостом выстреле, чем при выстреле снарядом. Почему?

Движителем снаряда является порох, точнее, та энергия, которая выделяется при его сгорании. Почему порох невыгодно использовать как топливо, а бензином нельзя заменить порох в артиллерийском снаряде?

Закончилось сражение и снова в путь – либо приходится отступать, либо двигаться вслед за отступающим противником. В зной и в дождь, в пустыне и в болоте, днем или ночью – пушка должна быть доставлена туда, где без неё, ой, как не просто, где без неё пехоту ждет гибель. Несмотря ни на какие препятствия – артиллерия должна вовремя поддержать наши войска, наступающие или обороняющиеся, огнём. Почему солдаты по очень грязной дороге не волокут и не толкают застрявшую пушку, а крутят её колёса, хватаясь за концы смотрящих вверх спиц?

Для непрерывного огня необходимо много снарядов, поэтому вблизи боевых позиций сооружаются артиллерийские склады. Земляные артиллерийские склады покрывают металлической сеткой, которую заземляют. Для чего так делают?

Артиллеристы самые вспоминаемые и проклинаемые во время сражения люди. От их умелого и точного огня очень часто зависит успех всего сражения. Поэтому их помощи во время сражения ждут так же неистово, как ждут фанатически верующие нового пришествия бога. И в то же время их ненавидят и проклинают как дьявола и так же стремятся изничтожить, если эта артиллерия - артиллерия врага. Поэтому боевой век артиллериста недолог. Большинство их гибнет в ходе первых нескольких сражений. Путь к собственному спасению – мастерство, смекалка и удача!

 

Задание №2: Необходимо дать объяснение, в чем суть допущенных физических ошибок и дать свой правильный ответ, если среди предложенных вариантов нет правильного ответа.

 

Работа над ошибками

 

Что надо сделать с маятником часов, если они спешат?

1. Нужно чуть – чуть приостановить маятник, чтобы колебаний было меньше, и тогда часы не будут спешить.

2. Утяжелим маятник часов, чтобы они не спешили.

3. Надо чтобы маятник потерял какое-то количество своей энергии, взаимодействуя с каким-либо другим материальным телом.

4. Я думаю, что для того чтобы часы не спешил, нужно немного приостановить маятник, то есть уменьшить амплитуду колебания.

5. Если маятниковые часы уходят вперед. Нужно увеличить амплитуду чечевицы. А если они отстают, то надо амплитуду чечевицы уменьшить.

6. Надо остановить его на то время, на которое часы спешат.

7. Для того, чтобы часы перестали спешить, необходимо увеличить сопротивление на маятник или увеличить амплитуду его движения, или увеличить массу маятника, подвесив дополнительный груз.

8. Если часы спешат, то маятник нужно привести в состояние равновесия, покоя; а когда правильное время станет равно времени на часах, нужно привести его опять в движение.

9. Нужно остановить маятник рукой. При этом кинетическая энергия будет равна нулю, а потенциальная энергия будет увеличена. Если же часы постоянно спешат, можно подвесить более тяжелый груз, при этом колебания замедлятся, и часы станут идти нормально.

 

Задание №3: Мы смотрим в небо и часто видим, что там ничего нет или почти ничего нет. Лишь какие-то странные продолговатые облачка… Что за облачка? Или это совсем другое? Дайте объяснение.

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 4

11 класс

Задание №1: Ученик должен написать физическое сочинение на заданную тему, в котором он должен дать решение и объяснение поставленных в физическом эссе проблем познания (выделены жирным шрифтом).

 

Лампа накаливания

 

Одинокая лампочка, горящая ночью на столбе, как спасительный маяк в ночи, дарит надежду, что все закончатся пути и все доберутся до дома. Мы как бабочки стремимся на свет, но не для того чтобы обжечься, а потому что там где свет – там люди.

Они висят над нами не так давно, не более ста лет, но мы уже не представляем жизнь без них – без электрических лампочек. Они светят, потому что должны светить и за это мы их ценим.

Устроены лампочки просто. Настолько просто, что вам не составит труда описать их устройство.

Основная деталь лампы – вольфрамовая нить. Мы часто говорим «электролампа горит», «лампа загорелась». Находится ли нить накала электролампы действительно в состоянии горения? Где выше температура нити электрической ламы накаливания: у поверхности или в центре нити? Почему?

У вас есть великолепный выбор вольфрамовых спиралей для электрических ламп накаливания. Какую из них вы бы выбрали для изготовления высококачественной лампы большой мощности? Как из вольфрамовой нити одного и того же сечения изготовить лампы разной мощности при неизменных размерах стеклянных баллонов ламп?

Лампочки не вечны. Чаще всего перегорает нить. Почему спирали электронагревательных приборов чаще перегорают в момент замыкания цепи и очень редко – в момент размыкания? Почему нить лампы накаливания ярко вспыхивает, прежде чем перегореть? В каком месте вероятнее всего перегорит спираль электрической лампы, если она растянута по длине неравномерно.

Есть в народе такие умельцы, что ухитряются восстанавливать даже перегоревшие лампочки. Как они это делают?

Баллоны электрических ламп накаливания заполняют азотом или инертными газами при пониженной температуре и пониженном давлении. Почему заполнение ламп производится именно в таких условиях? Почему электролампы, стеклянные баллоны которых наполнены газом криптоном, более экономичны, чем лампы, наполненные смесью азота с аргоном?

И на Солнце есть пятна… Почему лампочка накаливания со временем становится серой? Чем ярче она горит, тем быстрее это происходит. Равномерно ли она темнеет или какая-то сторона темнеет больше?

Если баллон электрической лампы накаливания покрыт пылью, то он нагревается быстрее. Почему?

Небольшая трещина в баллоне лампы накаливания приводит к взрыву лампы во время работы. Объясните явление.

На свете ничего вечного нет. Нет и вечной лампочки. У любой лампочки от нагрева вольфрамовая нить постепенно испаряется. В какой-то момент спираль окончательно разрушается – лампочка перегорает. Ныне в продаже появились «вечные лампочки». Может ли лампочка сама себя восстанавливать? Если «да», то как?

Они бы служили людям вечно, но их век заканчивается. На смену им идут светильники другого типа – люминесцентные лампы и светодиоды. У них одно преимущество – экономичность. Станут ли они так же любимы людьми или их век будет ещё короче – покажет время. Нам остаётся, только одно, объявить всем: «Король умер! Да здравствует король!»

 

Задание №2: Необходимо дать объяснение, в чем суть допущенных физических ошибок и дать свой правильный ответ, если среди предложенных вариантов нет правильного ответа.

 

Работа над ошибками

Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, когда ловят его руками?

1. Чтобы ослабить силу удара, когда мяч ловят руками, одевают перчатки, тогда сила мяча передаётся перчатке.

2. При взаимодействии мяча с руками, руки получают часть импульса и кинетической силы. Таким образом, скорость мяча уменьшится, следовательно, сила удара уменьшится.

3. Силу удара тяжелого мяча ослабляют тем, что мяч ловят первыми фалангами пальцев для смягчения удара о ладонь руки.

4. Когда принимают мяч, мяч сначала задевает пальцы, а потом, когда они прогибаются под его действием, уже ладонь. Если человек не вставить вперёд пальцы, то он отобьет ладони.

5. Силу удара тяжелого мяча, когда его ловят руками, ослабляют как импульс. После соприкосновения с руками мяч отталкивается от рук, также как и руки, и летит в противоположную сторону, но поскольку его держат руки, то он останавливается.

6. Если просто выставить руки, то сила попадет прямо на руки, и будет обжигать, а если схватить его с двух противоположных сторон, то он резко остановится и сила удара будет гораздо слабее.

7. Скорость, сообщенная мячу, передастся человеку, тем самым сила удара ослабевает. Импульс, переданный человеку, будет сообщен земле по закону сохранения энергии.

Задание №3: Это что? Неужто НЛО? И мы имеем дело с их атакой на наши самолеты? Или это нам причудилось, и ларчик просто открывается? Дайте объяснение.

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 4

Навигация

Главная страница Карта сайта Форум
 

Форум
Блог

Советы по подготовке к экзаменам


Безопасный мотоцикл
(физика и дорога)









  2010 ©
Рябчевских Д.А.

 

Hosted by uCoz