Мир намного интереснее, чем кажется

Персональный сайт учителей физики
Гаряева Александра Владимировича
Калинина Игоря Юрьевича



Образ мира в заданиях открытого краевого интеллектуального конкурса "Этот прекрасный, удивительный и загадочный мир"

Обучаться физике, как и всему другому, можно не только по учебникам, но и исследуя окружающий нас мир. Иностранный язык, например, можно выучить, просто поехав в ту сторону, где на нем говорят. А нам повезло, поскольку страна-физика всегда вокруг нас и нам никуда не надо ехать. Так будем же учиться её языку, наблюдая и объясняя все происходящее вокруг.

Физика не только сделала нашу жизнь более комфортной, но и дала возможность узнать, как устроен окружающий нас мир и как устроены мы сами. Модели природных явлений и объектов универсальны и поэтому имеют большую практическую и теоретическую ценность. Физика соединяет между собой многие отрасли знаний: астрономию, химию, биологию, социологию, экономику, географию, геологию и другие науки в мощное орудие познания. Откуда следует, что единство всего сущего в этом мире – не фикция, а самая, что ни есть полновесная реальность.

Чтобы преодолеть всеобщий интеллектуальный сепаратизм «надо учить языку природы с самого оптимального для этого возраста, то есть с детства» (Г.В. Гивишвили). Преодолеть плохое понимание языка друг друга не только обывателей, но и специалистов близких разделов естествознания можно через метапонятия. Изучая различные естественнонаучные феномены, находя и устанавливая контакты между объектами и явлениями, на первый взгляд далекими друг от друга, ребенок совершенно естественным способом усвоит эти метапонятия. Тем самым, он, мало того, что существенно расширит свой кругозор, но и приобретет интеллектуальную «дальнозоркость», способность мыслить самостоятельно и непредвзято, видеть истину даже там, где её пытаются скрыть или подменить ложью.

Для развития личности необходимо некое пространство свободы, где она свободна, востребована, где переживает мысль, а не потребляет мыслительный штамп. Только то, что пережито, составляет ментальный опыт человека. Для личности важно не столько, что изучается, сколько как, не столько значение, сколько смысл. Самые совершенные человеческие ценности рождаются заново в опыте личности, обретя личностный смысл и мир личности. Подобный опыт рефлексии и поиска смысла возможен лишь через содержание общения, востребующего от его участников реального переживания, собственное отношение, затрагивающее личные ценности. На уроке или любом другом учебном занятии должна состояться ситуация, дающая личности шанс состояться.

Учение, в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменение (личностная самореализация) ученика, можно считаем значимым учением. «В образовательном пространстве личности должна воссоздаваться система таких жизненных ситуаций, которые востребует проявления, а, следовательно, и развития не только познавательных, но и личностных функций учащегося, своего рода личностного способа жизнедеятельности» (В.В. Сериков).

В образовании можно выделить три парадигмы: информационно-знаниевая (традиционная); развивающая и личностно-ориентированная. Понять то какой парадигмы придерживается тот или иной педагог, можно поняв цели того образования, которое он предлагает своим ученикам.

Если цель учителя передать ученикам прочные, обширные знания, и умения их применять, но его не волнует, где эти знания ученик сможет применить, то парадигма его образования – информационно-знаниевая.

Если же учитель считает что его ученикам маловато просто знаний и умений и необходимо развивать их мышление, то парадигма его образования – развивающая.

С того момента, когда учитель начинает понимать, что кроме «просто знаний», помимо чисто мыслительных умений современная жизнь требует от его учеников таких качеств личности, которые нужны всегда и везде (самостоятельность, творческие способности, ответственность за свои действия, умения их мотивировать, способности порождать личностные смыслы, критично и разумно извлекать из изученного ценности, пробуждающие совесть, переживания, сознание, умение быть активным со смыслом), то он подходит к пониманию ценностей личностно-ориентированной парадигмы.

Краевой открытый конкурс «Этот прекрасный загадочный и удивительный мир» и есть та образовательная практика, которая дает возможность формирования того образовательного пространства в котором живут не только знания и способы действий с этими знаниями, но и смыслы.

Смысл (чего-либо) нельзя передать непосредственно (вспомните детский мультфильм, в котором обезьяне передают привет, и она требует: давай привет), мысль не состоит из отдельных слов, значение слова и его смысл – разные понятия. «Мысль не только внешне опосредуется знаками, но внутренне опосредуется значениями. Все дело в том, что непосредственное общение сознаний невозможно не только физически, но и психологически. Это может быть достигнуто только косвенным, опосредованным путем. Этот путь заключается во внутреннем опосредовании мысли сперва значениями, а затем словами. Поэтому мысль никогда не равна прямому значению слов» (Л.С. Выготский).

Пока человек формирует фразу в голове, она неотделима от его мышления и самого человека. Как только фраза (слово) высказана (оформлена в звуковом, письменном или другом физическом виде) – она отчуждается от человека, создавшего её. Человек, воспринимающий эту фразу, понимает её в зависимости от сложности фразы и уровня своих знаний и представлений.

Следовательно, смысл, который заключен в произнесенной фразе или прочитанном тексте может быть передан с большей или меньшой точностью, если ученик знает закон (правила) интерпретации (придания смысла) данным, только тогда получаемые сведения преобразуются в смысл. Причем смысл у учителя и ученика в общем случае не тождественен, если говорить точнее, чаще всего не совпадает.

Поэтому язык – это система, состоящая из двух частей:

- одна часть, не отчуждаемая (не видимая, не ощущаемая посторонними), принадлежит мышлению – это смысл (семантика);

- другая часть, отчуждаемая, передаваемая с помощью сигналов другим людям, - это речь (синтаксис).

Человек, воспринимающий речь, как бы приватизирует смысл, то есть придает полученному сообщению свою семантику с помощью мышления.

Именно в этом главная роль преподавателя – создать адекватную данной учебной ситуации интерпретацию изучаемого, чтобы наиболее точно передать его смысл. Но известно «что описать процессы, протекающие в окружающем мире, с помощью одного языка невозможно. Необходимо много разных языков описания, много разных интерпретаций, в каждом из которых отчетливее проявляются те или иные особенности изучаемого явления» (Н. Моисеев). Следовательно, чтобы повысить степень и качество передачи смысла изучаемого на уроке необходимо выполнение следующих условий:

- интерпретация педагогом изучаемого материала на уроке должна отличаться от интерпретации данной автором используемого в учебном процессе учебника и конечно, интерпретация этого же материала на факультативе учителем должна быть иной;

- широкое использование различных доступных на уроке языков: словесного (хорошая речь), языка мимики и жестов (выразительные и четкие жесты), языка движения тела (поза и передвижение по классу), языка образов (учебная презентация) и т. д.;

- выстраивание обратной связи через диалог и групповую работу учащихся (внутригрупповая и межгрупповая дискуссия), что позволяет понять какой смысл вкладывают ученики в изученные понятия;

- анализ продуктов деятельности учащихся (сбор и анализ ошибок учащихся) позволит изучить то, как ученики оперируют данными понятиями.

Ученик, в свою очередь, должен овладеть различными методами интеллектуальной деятельности: герменевтическими, рефлексивными и продуктивными, которые в их естественном единстве составляют суть критического мышления; мысленным экспериментированием, методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, проведением аналогией, идеализацией, которые вместе составляют ядро теоретического понятийного мышления; методом восхождения от конкретного к абстрактному, формализацией и систематизацией чувственных восприятий что есть ни что иное как основные мыслительные операции составляющие суть теоретического образного мышления.

Деятельность педагога на уроке невозможно формализовать, поэтому значение и роль учителя на уроке, была и остается первостепенной важности. Но формализовать можно то знание, которое приобретено в ходе учебной деятельности, через создание моделей, знаков и символов в которых хранится и передается это знание. Модели и символы, наиболее компактные и в то же время наиболее «деятельностные» средства хранения и передачи знания, потому что они приобретают значение и смысл лишь в ходе деятельности при решении реальных проблем.

Задания конкурса и есть те самые модели природных явлений, где кроме простого факта природы, посредством авторской интерпретации, заложен смысл придающий знаниям ценность. Присвоение этой ценности осуществляется через создание учеником собственной интерпретации данной модели природного явления, раскрывающей знания замаскированные в ней автором.

При их интерпретации ученик должен проявить интеллектуальные умения соответствующие определенному уровню развитости теоретического понятийного, теоретического образного и критического мышления.

В последнее время различные интеллектуальные конкурсы все чаще рассматриваются как ещё одна возможность поступить в престижный ВУЗ и все менее как способ выявления одаренных учащихся и совсем в малой степени как средство формирования особого интеллектуального пространства в которой происходит развитие и становление одаренности ученика.

Конкурс «Этот прекрасный удивительный и загадочный мир» представляет собой удачную попытку решения всех трех выше обозначенных задач.

Насколько удачен конкурс можно так же судить по тем отзывам, которые получил данный конкурс. Приведем отзыв учителя физики высшей категории Кулагиной Натальи Валерьевны:

«Большой интерес вызвал конкурс у учителей, учащихся и их родителей. «Вечер у камина», «Облака – белогривые лошадки», «Плачет девушка в автомате»… Все как в жизни, но сплошные почему? Почему? Почему? В заочном туре над заданиями задумались даже родители (а так же бабушки и дедушки). И кстати, на некоторые вопросы не смогли ответить даже они. Звонили и спрашивали: «Как правильно?»

Хочется отметить очень интересный прикладной характер заданий. Грош цена твоим теоретическим знаниям, если ты не умеешь их применять на практике.

Мало того задание нужно было оформить в виде эссэ (сочинения), а это заинтересовало даже детей с гуманитарной направленностью.

Немного озадачило, в то же время и порадовало уникальное задание № 2 (Работа над ошибками). За правильный ответ ребенок получает всего два балла из десяти. Казалось бы почему? А вот в этом то и уникальность задания.

Здесь нужно было продемонстрировать не только умение мыслить, но и умение слушать, слышать и понимать других людей, а также умение найти и объяснить ошибку в рассуждениях другого человека. Как говорят: «Счастье, когда тебя понимают!». «По одиночке каждый может быть, а вот быть вместе нужно учиться!» Для некоторых людей это сложная, но нужная для всех работа. Браво!!!

Особый интерес вызвало у детей задание №3. Задание заставляет задуматься над физической сущностью необъяснимых на первый взгляд явлений природы (загадочные формы и движения камней в природе). Кто-то из учащихся так и не додумался до правильного ответа, зато, сколько радости было у тех, кто смог правильно объяснить явление. Здесь оценивалось умение мыслить в нестандартной ситуации. А это не подвластно даже некоторым отличникам. За то для ребенка, далеко не отличника способность правильно объяснить явление, догадаться, додуматься - было огромной победой. Значит и у него мозги работают, значит и он может. А успех - он окрыляет, поднимает самооценку ребенка, повышает мотивацию и интерес к учению.

Это здорово, что конкурс посилен не только для детей из физмат школ, не только для детей из специализированных классов, но и для обычных учащихся из общеобразовательных школ.

 Огромную благодарность хочется выразить организаторам конкурса за продуманную систему награждения детей. Для ребенка очень важна ситуация успеха. Она окрыляет и вдохновляет на последующую работу не только учащихся, но и их преподавателей - руководителей. И очень важно, что не только победители получили свои дипломы, но и дети, чьи работы были тоже достойными (ну не хватило им одного или двух баллов до призового места) были награждены почетными грамотами, а не просто сертификатами участия. Это огромная поддержка для ребенка.

 Особо хотелось бы отметить доброжелательную и теплую атмосферу конкурса. Дети были накормлены, во время работы жюри учащиеся были заняты просмотром занимательных учебных фильмов. Очень понравилось ребятам, что им победителям (юным физикам) жал руку сам ученый и при этом даже похвалил их. Эти маленькие мелочи надолго останутся в душах детей. Для них это важно.

 Это здорово! Спасибо вам за это. Пусть этот конкурс продолжит свое существование и в последующие годы. Мы обязательно примем участие в нем.»

Ну а что думают самые главные участники конкурса? Приведем отзыв одной из участниц конкурса, Скворцовой Алены (МОУ «СОШ №30» г. Березники):

«Мне очень понравился этот конкурс. Он был достаточно не стандартным и в тоже время увлекательным. Были очень интересные вопросы, ответы, на которые порой не знают даже взрослые. Задание №3, на мой взгляд, было самым не стандартным, и, казалось бы, что эти природные явления нельзя объяснить научно. Но почти все в этом мире подвластно физике. Очень бы хотелось, чтобы этот конкурс и дальше продолжал существовать, он дает детям возможность рассуждать, дает возможность полету детской мысли и фантазии».

На данный момент можно однозначно констатировать, что задания конкурса вызвали большой интерес в разных уголках Пермского края, потому что география мест, откуда были присланы ответы на задания, очень обширна. Что является свидетельством того, что у данного конкурса, как надеются авторы, будет длинная и успешная биография, к чему они приложат все необходимые для этого усилия.

Навигация

Главная страница Карта сайта Форум
 

Форум
Блог

Советы по подготовке к экзаменам


Безопасный мотоцикл
(физика и дорога)









  2010 ©
Рябчевских Д.А.

 

Hosted by uCoz