Человек и его взаимодействие с природой носит уникальный характер. Человек вовсе не пытается непосредственно познавать природу, овладевать умением действовать в ней. Напротив, он как бы бессознательно отвлекается от всего этого и уходит в мир каких-то условных меток. Человек в отличие от животного не реагирует сразу на внешний стимул. Он живёт в отвлечённой реальности, состоящей из только ему понятных символов. Высшей формой этих символов являются понятия.
Реальный мир есть не то, о чём говорят наши органов чувств с их ограниченным восприятием внешнего мира, а скорее то, что говорят нам нами же созданные символы, охватывающие достаточно большой круг явлений. Познать природу – значит построить некоторые конструкции (модели) из понятий, в том числе и математических, которые бы смогли удовлетворительно ответить на определённые познавательные потребности и наши представления о природе. И, очень замечательно, если это ещё и согласуется с известными фактами и явлениями.
Этот процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, называется мышлением. Хочется подчеркнуть особо, что мышление не является прямым и простым отражением нашего чувственного опыта на языке понятий и моделей. Широта и глубина наших знаний объективной реальности определяется не количеством вводимых понятий и моделей, а их содержательностью. Умение применять знание – это умение оперировать понятиями и моделями.
Следует так же обратить внимание на следующее: «мышление – это интеллект в действии» (Б. М. Величковский). В данной работе интеллект понимается как форма организации индивидуального умственного опыта в виде наличных умственных структур, порождаемого ими умственного пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства актуальных умственных образов происходящего (М. А. Холодная). Очевидно, что учебная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы в её процессе ученик смог обогатить свой личный опыт наиболее обобщенными и эффективными видами интеллектуальной деятельности, которые он вряд ли смог бы приобрести самостоятельно.
В соответствии с теоретико-деятельностной парадигмой социального проектирования (в данном случае педагогическое проектирование выступает как его частный случай) были вычленены общие основания между логикой развития знания и логикой развития личности. Поэтому в рамках данной технологии развития теоретического мышления учащихся через обращение к генезису теоретических знаний происходит развитие интеллектуальных, эмоциональных, нравственных и других структур личности (генезис личности).
Данная технология инвариантна в рамках развития естественнонаучного мышления учащихся, потому что в её основе лежат методы теоретического познания, которые универсальны на предметах физики, химии, биологии, географии, математики.
Содержание
Введение
Глава 1. Методы теоретического познания
1. Основные сведения об эмпирическом и теоретическом мышлении
2. Мысленный эксперимент на учебных занятиях по физике
3. Метод аналогии на учебных занятиях по физике
4. Моделирование на учебных занятиях по физике
5. Метод восхождение от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике
Глава 3. Понятия
1. Что такое понятия?
2. Определение понятий
3. Построение и развитие понятий
4. Методика построения понятий
5. Особенности методики построения эмпирических и теоретических понятий
Глава 4. Проблемы. Их роль в развитии мышления
1. Проблемы и их виды
2. Постановка проблемы и её решение
3. Контроль и коррекция учебной деятельности по развитию теоретического мышления учащихся
4. В чем отличие проверки ЗУН ученика от проверки уровня развития его теоретического мышления?
5. Критерии уровня развития теоретического мышления на учебных занятиях по физике
6. Специфика конструирования заданий для проверки развития теоретического мышления учащихся
Глава 5. Формы и методы организации учебной деятельности по развитию мышления учащихся
1. Формы и методы организации учебного процесса
2. Роль и место групповой работы в учебной деятельности
3. Понятие групповой работы
4. Организация групп
5. Технология групповой работы
Оценивание групповой работы учащихся