ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных социально-экономических условиях, в условиях инновационной экономики, человеческому ресурсу, его значимости, уделяется особое внимание. Высокая социальная и профессиональная мобильность, способность управлять своей деятельностью, выстраивать эффективную коммуникацию, быть толерантным в поликультурном обществе – вот компетентности, которыми должен обладать современный выпускник, а значит в более полной мере – современный учитель. От того, каким будет наш учитель, зависит то, каким будет наш ученик. Понимание данной зависимости вызывает особую потребность в разработке эффективной, действительно востребованной учителем, системы его обучения и развития.
Программы повышения квалификации по форме организации предоставления образовательных услуг для педагогов различаются на:
· индивидуальные (консультации, стажировки, тьюторское сопровождение, школа передового опыта, мастер-классы и т.д.) – направлены на передачу индивидуального опыта;
· групповые (проектные, проблемные, практико-ориентированные семинары, групповые стажировки, тренинги, мастер-классы и т.д.) – направлены на развитие конкретных умений и навыков педагогов;
· фронтальные (курсы, семинары) – в большей мере имеют теоретическую направленность.
Все они имеют свои достоинства и недостатки.
Индивидуальные способы повышения квалификации:
- стажировка у более опытного педагога-наставника (главным здесь является наблюдение, которое должно быть зорким, аналитическим, и должно побуждать стажера к размышлениям, фиксации того, что стоит взять на заметку для своей дальнейшей работы);
- индивидуальное наставничество (посещая и анализируя уроки друг друга, проводя совместную подготовку к урокам, подготавливая выступления на заседания методобъединений и т.п. и наставник и молодой специалист взаимообогащаются).
Групповые способы повышения квалификации:
- участие в работе методических объединений по своему предмету как самого образовательного учреждения, так и района (методические объединения районного (для многочисленных категорий педагогических работников) и муниципального (для малочисленных) уровней оказывают услуги больше связанные с проблемами частно-методического характера, на этом уровне проводятся практические семинары, занятия, мастер-классы по трансляции ценного педагогического опыта. Работа учителя в методобъединении чаще всего сводится к решению проблем методики преподавания только своего предмета, что ограничивает их профессиональное общение и контакты с учителями других предметов.);
- участие в ассоциациях (ассоциации создаются не по предметному принципу (например, ассоциация молодых педагогов, ассоциация педагогов, занимающихся социальным проектированием, ассоциация школьных библиотекарей и т.д.). В рамках работы ассоциаций идет формирование профессионального сообщества педагогов-единомышленников, решаются вопросы не только педагогического, но и социального, психологического, общекультурного характера.);
- участие в других профессиональные объединения педагогов (проблемные группы, школы начинающего педагога и руководителя создаются при необходимости, если есть спрос на подобные образовательные услуги и возможность их финансирования).
- участие в сетевых профессиональных (и не только) сообществах в глобальной компьютерной сети (сотрудничество членов сетевых сообществ обеспечивает взаимное методическое обогащение учителей различных преподаваемых предметов с различным опытом, различной научной и методической подготовкой);
- обучение на дистанционных курсах (здесь от слушателя требуется самостоятельность, ответственность и организованность);
- участие в различного рода семинарах и конференциях (у учителя появляется возможность самому логично оформить свои мысли по рассматриваемой теме, получить некоторые ответы на свои вопросы и т.д.);
- участие в педагогических чтениях, выставках (появляется возможность учителю, как говорится, «на других посмотреть, себя показать»);
- участие в конкурсах профессионального мастерства (конкурсы профессионального мастерства позволяют проявить и оценить эрудицию учителя, его артистизм, импровизацию, исполнительское мастерство и другие исключительные возможности и умения педагога.);
- участие в педагогических творческих мастерских.
Фронтальные способы повышения квалификации:
- курсы повышения квалификации, тематические семинары (здесь, в большинстве случаев, учителю нужно, чтобы получить вожделенные корочки, только отсидеть положенное время, слушая лектора.).
Авторы статьи апробировали на себе, не без пользы, большинство из вышеперечисленных способов. На основе своего личного опыта пришли к выводу, что самым действенным, а потому и самым продуктивным оказался способ повышения профессиональной подготовки в педагогических творческих мастерских.
Попытаемся обосновать свой выбор.
Вся суть строительства современной новой школы характеризуется, прежде всего, обновлением содержания образования. Сейчас учителю любого предмета необходимо широкое общение с учителями именно разных дисциплин, учеными, психологами и др. Для этого у нас в Перми стали организовывать центры инновационного опыта, опорные школы, стажерские площадки, которые создавались на базах образовательных учреждений города, и на данный момент являются поставщиками образовательных услуг, оказываемых за счет потребителя. Как и в любом проекте, существовали определенные риски, главные из которых:
· Неготовность педагогов к прогнозированию результата собственного обучения и развития.
· Недостаточно высокое качество образовательных услуг, предоставляемых поставщиками.
Так, теперь уже далеком, в 1997 году на базе Пермского областного института повышения квалификации и средней общеобразовательной школы №67 (ныне гимназии №7) г. Перми под руководством учителя физики (тогда еще высшей квалификационной категории, сейчас педагога-исследователя, старшего научного сотрудника кафедры развивающего обучения Пермского краевого института повышения квалификации работников образования) Гаряева Александра Владимировича были созданы творческие педагогические мастерские.
С первых же занятий мастерские получили большую популярность. Кроме необходимой теоретической подготовки мастерские позволили в раскрепощенной творческой обстановке педагогам разных образовательных предметов и направлений общаться друг с другом, искать точки соприкосновения, вырабатывать общую стратегию педагогической деятельности, обмениваться опытом обучения.
На уроках, проводимых в рамках творческих мастерских, учителя старались реализовать современные требования:
• требование раскрывать перед детьми ценностные основы содержания учебного материала;
• создавать условия для раскрытия учащимися личностного смысла изучаемого материала;
• использовать возможности информационных и коммуникационных технологий;
• влиять на детей, прежде всего, личностью, всемерно опираться на свои интеллектуальные, духовные, творческие и артистические данные.
Каждый учитель-предметник смог внести свою лепту в успешную и продуктивную работу педагогической мастерской:
• учителя информатики помогли другим педагогам успешно освоить информационно-коммуникационные технологии и применять их в своей профессиональной деятельности;
• психологи и социальные педагоги заставили посмотреть на ученика с точки зрения своих наук, что позволило более качественно искать и находить индивидуальный подход к каждому ученику;
• учителя начальных классов в очередной раз подняли вопрос о развивающем обучении и т.д.
Таким образом, каждый учитель-предметник смог обогатить общее мировоззрение остальных, смог выстроить межпредметные связи. Как итог: на основе этого родилось множество интегрированных уроков. Но главное, оказалось даже не в том, что крепились старые и появились новые творческие отношения между педагогами, а в том, что расширились интеллектуальные и творческие горизонты самого педагога, появилось объемное видение своего предмета. Например, осознание фундаментальной и интегрирующей роли физики для всех без исключения естественнонаучных учебных предметов, позволяют учителям биологии и географии сместить акценты преподавания с эмпирических методов (описывающих внешние проявления, часто несущественные) к теоретическим (модельным, сущностным).
Мы считаем, что творческие педагогические мастерские, уже на данный момент, имеют неплохие результаты своей деятельности:
• два «Учителя года» защищали честь области на Всероссийском финале этого престижного конкурса;
• многочисленные победы в профессиональных конкурсах от муниципального до международного уровней;
• большое количество выступлений об опыте работы на конференциях от краевого до международного уровней;
• большое количество методических и других публикаций на разном уровне (от муниципального до международного);
• несколько телевизионных репортажей на региональном уровне;
• проведение мастер-классов в педагогическом десанте, проводимом ассоциацией «ЛУЧ» учителей-победителей регионального этапа конкурса «Учитель года» в пределах Пермского края.
Поэтому мы прогнозируем высокую эффективность данного элемента модели повышения квалификации педагогов. Причины этого:
• Расширение спектра услуг обучения и развития взрослых.
• Повышение роста качества этих услуг за счет развития конкурентной среды.
• Изменение менталитета педагога в ситуации принятия новой социальной роли – заказчика услуг собственного обучения и развития.
• Рост качества образования за счет повышения «качества» самого учителя
В современной модели образования существенным является то, что граждане, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем, чему будет способствовать данная модель обучения и развития работников отрасли образования города Перми и Пермского края.
Литература.
1. Поташник М.М., Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с.