Краткое описание опыта работы учителей физики Гаряева А.В., Калинина И.Ю. и учителя биологии Гаряевой Т.П. по развитию визуального (теоретического образного) мышления учащихся
Мир и человек представляют собой политексты (Зинченко В. П.). Читая один, мы можем не подозревать о существовании других. Одно и тоже явление, одна и та же картина мира могут быть описаны на языке движений, на словесном языке, на языке жестов, на языке зрительных образов и на других более или менее распространенных языках. Каждый из языков имеет свои правила употребления – свою морфологию, грамматику, синтаксис, которые для одних людей известны лучше, для других – хуже или совсем неизвестны
Новый виток научно-технической революции привел к тому, что основной объем информации люди стали получать с экранов телевизора и компьютера. Да и сам процесс обучения уже не мыслим без применения информационно-коммуникативных технологий. Язык образов идет на смену словесному языку – таковы реалии сегодняшнего дня. И этому ученика надо учить.
Для этого восприятие должно стать настоящим органом схватывания вещей. Необходима интеллектуализация восприятия. На восприятие как бы накладывается сетка упорядочивающих логических и теоретических категорий и методов. Интеллектуализируются не только процессы восприятия или перцептивные действия, но и их результаты. Параллельно это приводит к интеллектуализации памяти, воображения, действия, эмоции.
Наиболее общие свойства зрительных образов:
1.Важнейшей функцией образа является регуляция исполнительных актов.
2.Информационная емкость зрительных образов огромна.
3.Образы субъективны и пристрастны.
4.Образы подвижны и пластичны.
5.Образы и процесс восприятия доступны рефлексивному анализу.
Гальперин П. Я. признавал построение образа того или иного явления главным результатом мышления. Включение образа, и соответственно, визуального мышления в практику развития теоретического мышления приблизит последнее к разуму (Арнхейм Р., Бойко А. Г., Гибсон Дж., Грегори Р.). Визуальное мышление – это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы, как и слова языка, отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия (Зинченко В. П.). Порождение новых образов, мыслей осуществляется благодаря способности оперирования и манипулирования образами. Их столкновение и конфликты высекают искры новых смыслов. Деятельность визуального мышления преобразует «глаз видящий» в «глаз знающий». Строго говоря, только знающий, «разумный глаз» (Грегори Р.) способен к полноценному видению, к «живописному соображению» (Гоголь Н. В.). Он становится в конце концов «глазастым разумом» (Эренбург И.), а мышление многомерным, панорамным, хронотопическим. В нем сливаются временные и пространственные приметы (Бахтин М. М.).
Рождаемый образ, как и понятие не является репродукцией окружающего мира (Шпет Г. Г.). Он гипотетичен не только с перцептивной точки зрения (Гибсон Дж.), но и с интеллектуальной. М. К. Мамардашвили характеризовал порожденные воображением и мыслью образы как «интеллегибельную материю», как «понимательные вещи». С его помощью возможна борьба за представимость целого, за наглядность мыслимого и возможно построение внутреннего образа структуры.
На данный момент творческий коллектив работает над книгой «Развитие визуального мышления на учебных занятиях по физике».
Учебные презентации по физике
Рис. №
По данной тематике выступал на следующих конференциях:
1. 4 Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 11-15 сентября
2. XVII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2007»). 9-11 ноября
3. XII Всероссийская научно-методическая конференция по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения». 9-10 января
4. II городская конференция «ИТО – Пермь 2008». 23-24 марта
5. V Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 15-19 сентября
6. XVIII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2008»). 6-8 ноября
7. V региональный форум «Педагогический Олимп-2009» по теме «Формируем правовую культуру вместе». 23-24 апреля 2009 года в п. Барда. Тема мастер-класса «Развитие теоретического образного мышления на учебных занятиях».
8. V Международная научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм в современном образовании». 18-21 февраля
9. XIX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2009»). 5-7 ноября в г. Москва. Тема выступления: «ИКТ и парадигма образования».
10. Всероссийская заочная научно-методическая конференция студентов и аспирантов «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования». 10 ноября
11. Международная научно-практическая конференция «Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Томск—2009»). 27—28 ноября
12. XIV Всероссийская научно-методическая конференция по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения». 9 января
Также в рамках данной тематики опубликованы следующие статьи:
1. «Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и принципы создания электронных учебных пособий для учащихся» (соавтор Калинин И. Ю.). Труды 4 Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2006)» - Анапа. М.; ООО «Пресс-аташе», 2006 – 316-320 с.
2. «Новое учебное мультимедийное пособие по физике «Физика и спорт» (соавтор Калинин И. Ю.). Тезисы докладов 11 Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании 9-10 января
3. «Развитие визуального мышления учащихся средствами ИКТ». Сборник трудов участников XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2007»). Часть V. – М.: «БИТ про», 2007 – с.191-193.
4. «Методы развития визуального мышления на учебных занятиях» (соавторы Калинин И. Ю., Гаряева Т. П.). Тезисы докладов XII Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения». Пермь. ун-т; отв. за вып. Ю. А. Аляев, С. В. Русаков – Пермь, 2008. – 29-31.
5. «Слово о физике или грамматика природы» (соавтор Гаряева Т. П.). «Информационные технологии в образовании». Сборник тезисов 2 городской конференции «ИТО – Пермь 2008». Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми – Пермь, 2008 – с. 39-41.
6. «Развитие визуального мышления учащихся средствами ИКТ». Сборник «Учебная деятельность в современных условиях». – Пермь, 2008. – с. 60-70.
7. «Развитие визуального мышления учащихся средствами ИКТ». Вестник ПОИПКРО №3. Пермь: ПКИПКРО, 2008 – с. 24-34.
8. «Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций» (соавтор Гаряева Т. П.). Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №4. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2008. 106 – 113 с. – (Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании»).
9. «Развитие визуального мышления учащихся средствами ИКТ» (соавтор Гаряева Т. П.). Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №4. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2008. 114 – 122 с. – (Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании»).
10. «Наука, искусство и современные педагогические информационно-коммуникационные технологии» (соавтор Гаряева Т. П., Калинин И. Ю.). Информатизация образования-2008: Материалы Международной научно-методической конференции. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. 245 – 247 с.
11. «Развитие теоретического мышления учащихся посредством современных аудиовизуальных средств получения и обработки информации о природе» (соавтор Гаряева Т. П., Калинин И. Ю.). Труды V Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2008)» - Анапа. М.; ООО «Пресс-аташе», 2008 – 133-136 с.
12. «Интеллектуализация восприятия учащихся средствами ИКТ». Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция-выставка. III Всероссийская конференция по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование». Ч. V. – М.: МИФИ, 2008 – 76-77 с.
13.
«Психолого-педагогическая модель урока, направленного на развитие теоретического образного мышления учащихся». Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы V Международной научно-практической конференции (18-21 февраля
14. «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на основе неструктурированных информационных ресурсов Интернета». Сборник тезисов III открытой городской конференции «Интернет-технологии в образовании»/Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 87» г. Перми, МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа № 154» г. Перми. – Пермь, 2009. – 19-20 с.
15. «Электронное учебное пособие «Вода – главное богатство Земли» (соавторы Порошин С. и Недопекин Е.). Сборник «ХХIX Краевой конкурс исследовательских работ учащихся «Дерзание» в области естественно-математических наук». Сборник тезисов участников секций направлений «Физика» и «Информатика» /Сост. П. А. Шевченко. Изд-во НП «Центр развития одаренности». – Пермь, 2006. – 3-4 с.
16. «Основные способы визуального представления учебной информации в учебном процессе: фото, кино, телевидение, компьютерная модель» (соавторы Гаряева Т. П., Калинин И. Ю.). Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информационного образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции студентов и аспирантов. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – 74-79 с.
17. «ИКТ как средство повышения эффективности восприятия и усвоения информации в учебном процессе» (соавторы Гаряева Т. П., Калинин И. Ю.). Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сборник материалов Международной научно-практической конференции (ИТО-Томск-2009). – Томск, 2009 - 115-118 с.
18. «Проблема построения учебного процесса на основе достоверного и непротиворечивого знания и современные мультимедийные средства получения, хранения и переработки информации» (соавтор Гаряева Т. П.). Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сборник материалов Международной научно-практической конференции (ИТО-Томск-2009). – Томск, 2009 - 119-123 с.
19. «Трансформация визуального образа в компьютерную модель средствами ИКТ». Рождественские чтения: Тезисы докладов XIV Региональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании 9 января
20. «Проблема построения учебного процесса на основе достоверного и непротиворечивого знания и современные мультимедийные средства». Образовательные проекты XXI в.: проблемы, поиски, решения. Материалы XIV краевой научно-практической конференции по развивающему обучению. – Пермь, 2009. – 27-39 с.
21. «Мотивация через постижение философской сущности изучаемого материала». Пермь 2010. Теория и практика компетентностного подхода. Сборник материалов XV краевой научно-практической конференции. Часть II./Отв. редактор Д. А Измайлова; Пермь, 2010. – 13-18 с.
Электронные учебные пособия и медизадачники
Рис. № Рис. № Рис. №
Выступления на конференциях:
1. 11 Всероссийская научно-методическая конференция «Рождественские чтения» по вопросам применения ИКТ. 9-10 января
2. Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования -2007». 28-31 мая
Опубликованы следующие работы:
1. «Новое учебное мультимедийное пособие по физике «Физика и спорт» (соавтор Калинин И. Ю.). Тезисы докладов 11 Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании 9-10 января
2. «Новые учебные мультимедийные пособия по физике «Физика и спорт» и «Физика и автомобиль» (соавтор Калинин И. Ю.). Материалы Международной научно-практической конференции «Инфоматизация образования – 2007». Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского, 2007. – 319-323 с.
3. «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на основе неструктурированных информационных ресурсов Интернета». Сборник тезисов III открытой городской конференции «Интернет-технологии в образовании»/Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 87» г. Перми, МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа № 154» г. Перми. – Пермь, 2009. – 19-20 с.
4. «Электронное учебное пособие «Вода – главное богатство Земли» (соавторы Порошин С. и Недопекин Е.). Сборник «ХХIX Краевой конкурс исследовательских работ учащихся «Дерзание» в области естественно-математических наук». Сборник тезисов участников секций направлений «Физика» и «Информатика» /Сост. П. А. Шевченко. Изд-во НП «Центр развития одаренности». – Пермь, 2006. – 3-4 с.
5. «Применение законов механики при разработке строительной техники» (соавтор Лунегов С.). Сборник «ХХIX Краевой конкурс исследовательских работ учащихся «Дерзание» в области естественно-математических наук». Сборник тезисов участников секций направлений «Физика» и «Информатика» /Сост. П. А. Шевченко. Изд-во НП «Центр развития одаренности». – Пермь, 2006. – 4-6 с.
Система факультативных курсов по физике
по развитию теоретического образного (визуального) мышления учащихся
Система курсов направленных на развитие теоретического образного (визуального) мышления состоит из 2 частей:
1. В рамках факультативного курса «Физика природы» (7-9 класс) происходит овладение методами индукции и дедукции, наряду с методами идеализации, моделирования и прочих теоретических методов познания через систему последовательных образов создаваемых средствами ИКТ.
2. В рамках факультативного курса «Физические основания современной техногенной цивилизации» (10-11 класс) происходит развитие политехнического (инженерного) мышления учащихся через овладение теоретическими методами решения проблемных ситуаций представленных с помощью мультимедийных средств обработки информации.
По данному вопросу выступал на следующих конференциях:
1. ХIII Региональная научно-методическая конференция «Рождественские чтения -2009» по вопросам применения ИКТ в образовании. 9 января
2. Городская научно-практическая конференция «Итоги и перспективы муниципальной модели профильного обучения». 5-6 ноября
3. XIX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2009»). 5-7 ноября
Опубликованы следующие статьи:
1. «Система развивающих профильных курсов по физике с применением ИКТ». Рождественские чтения: Тезисы докладов ХIII Региональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании 9 января
2. «Профильное обучение в контексте образовательной парадигмы». Апробация муниципальной модели профильного обучения: физика (материалы научно-практической конференции). Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, - Пермь, 2009. – 4-6 с.
3. «ИКТ и парадигма образования» (соавтор Гаряева Т. П.). Информационные технологии в образовании. XIX Международная конференция-выставка: Сборник трудов. Ч. IV. – М.: 2009. – 66-67 с.