Мир намного интереснее, чем кажется

Персональный сайт учителей физики
Гаряева Александра Владимировича
Калинина Игоря Юрьевича



Краткое описание опыта работы учителей физики Гаряева А.В. и Калинина И. Ю. по развитию критического мышления учащихся

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Главный инструмент, позволяющий человечеству приспосабливаться и сохраняться в процессе эволюции, - критический разум. Именно наличие критического разума является главным признаком образованной личности. Критический разум включает в себя здравый смысл и практическую мудрость, способность творчески формулировать суждения и оценки, имеющие значение в меняющемся мире.

Мировоззрение человека и его мышление формируется в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Поэтому мировоззрение и тип мышления, которые формируются в период взросления, зависят от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Как писал крупнейший Карл Манхейм: «Строго говоря, некорректно заявлять, что отдельный человек думает. Гораздо более корректно настаивать на том, что он продвигается в мышлении дальше, чем люди, думавшие до него. Он находит себя в унаследованной ситуации с образами мышления, приспособленными для этой ситуации, и пытается разработать дальше унаследованные способы реакции или заменить некоторые из них для того, чтобы более адекватно работать с новыми вызовами, которые возникают в результате сдвигов и изменений в его ситуации».

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» (В. Сухомлинский). Все современные методы и методики активизации мыслительной деятельности учащихся: технология обучения в группах гетерогенного состава, информационно-коммуникативные технологии, технологии развития критического, теоретического образного и теоретического понятийного мышлений должны быть органично включены в современный урок. Настоящий урок для ученика – сама жизнь со всеми её проблемами и достижениями, но в отличие от жизни, посвященная познанию мира и себя в этом мире и строительству мира в себе (мировоззрения).

Необходимость создания интеллектуального пространства, на котором возможно формирование критического мышления ученика предполагает создание соответствующих учебных пособий. В любых произведениях человеческой культуры, вольно или невольно, присутствуют искажения истинного состояния вещей. Причины этого – стереотипы, существующие в обществе, необоснованные допущения и предрассудки.

Предметом критического мышления являются различные продукты культуры и науки, в которых запечатлена и закодирована различная информация. Перечислим основные, которые можно рассматривать в ходе учебного процесса:

·                    Тексты (книги, статьи, стихи, поговорки и т. д.);

·                    Фильмы, мультфильмы;

·                    Реклама (политическая и коммерческая);

·                    Высказывания учителей и учеников;

·                    Факты (научные и ненаучные);

·                    Мифы, легенды, сказки.

На основании некоторых из них были созданы электронные учебные пособия, которые используются в учебном процессе с 2002 года. В их разработке и создании принимали активное участие ученики Гаряева А. В. и Калинина И. Ю. Методика использования ЭУП в учебном процессе была описана в книге «Развитие критического мышления учащихся», которая в 2009 году на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» стала победителем и была награждена медалью «Януша Корчака». В 2010 году данная работа участвовала в городском конкурсе «Методические и дидактические средства формирования информационной компетентности» и стала победителем конкурса (1 место) в номинации «Методические рекомендации».

Мультзадачники

 

Рис. №1

Первый мультзадачник, разработанный по мотивам мультсериала «Ну погоди!» в начале XXI века, был представлен на Всероссийском Выставочном Центре (ВВЦ) в Москве в 2004 году и награжден серебряной медалью ВВЦ (рис. №1 - слева).

В 2005 году был создан «Союзмультзадачник: Занимательная физика» для начальной школы. В 2007 году он был представлен на краевом смотре-конкурсе методических и дидактических средств обучения, посвященного 80-летию системы дополнительного профессионального образования. Занял второе место (рис. №1 – в центре).

В том же 2005 году был разработано учебное пособие «Физика. Мультзадачник» на базе лучших мультфильмов кинокомпании «Союзмультфильм» и включающее в себя свыше 330 их фрагментов, на базе которых сформулировано более тысячи задач по физике. В 2007 году он был представлен на конкурсе «Фестиваля идей и инноваций» (г. Оренбург) проходящем в Приволжском федеральном округе. Данное учебное пособие стало победителем конкурса (рис. №1 – справа).

В том же 2007 году данное электронное учебное пособие Федеральным агенством по образованию и науки включено в реестр ЭУП допущенных к использованию в учебном процессе. Статья о мультзадачниках опубликована в «Сборнике методических материалов и наиболее интересных разработок в области совершенствования педагогического процесса в условиях проводимой и расширяющейся информатизации образования» / ООО "Современные образовательные концепции". - М., 2007. - 148 с.

Материалы были представлены на следующих конференциях и симпозиумах:

1. Научно-практическая конференция для образовательных учреждений южного куста Пермской области «Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования». 11 февраля 2005 г. в Чайковском. Тема выступления: «Развитие критического мышления на уроках физики».

2. III Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 19-23 сентября 2005 г в Анапе. Тема выступления: «Мультзадачник как средство развития критического мышления на уроках физики».

3. XI региональная научно-практическая конференция «Профилизация образования и развивающее обучение». 21-22 апреля 2006 г. в Перми. Тема выступления на секции «Попугай Кеша» и мультзадачник для начальной школы».

4. IV Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 11-15 сентября 2006 г в Анапе. Тема выступления: «Союзмультзадачник. Занимательная физика» для начальной школы».

5. Международная научно-практическая конференция «Начальное общее образование: проблемы и перспективы». 27-28 сентября 2006 г. в г. Пермь. Тема выступления: «Попугай Кеша», или мультзадачник для начальной школы».

Кроме того, авторами опубликованы следующие статьи:

1. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Мультзадачник по физике как средство развития критичности мышления учащихся». Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №1. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2005. 108 – 118 с. – (Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании»).

2. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Мультзадачник как средство развития критического мышления на уроках физики». Труды 3 Всероссийской научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2005)» - Анапа. М.; Типография ФГУП «ПИК Винити», 2005 – 417-419 с.

3. Аляев Ю. А., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Союзмультзадачник. Занимательная физика» для начальной школы». Труды 4 Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2006)» - Анапа. М.; ООО «Пресс-аташе», 2006 – 306-310 с.

4. Аляев Ю. А., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Попугай Кеша», или мультзадачник для начальной школы». Материалы Международной научно-практической конференции «Начальное общее образование: проблемы и перспективы» (г. Пермь, 27-28 сентября 2006 г.)/ отв. ред. Н. А. Линк; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 3-6 с.

5. Аляев Ю. А., Баяндин Д. В., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Электронное учебное пособие «Мультзадачник по физике». Научно-методический журнал «Педагогическая информатика» №2. Москва. 2007 -  с. 11-16.

6. Аляев Ю. А., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Электронное учебное пособие «Мультзадачник по физике». Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №4. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2008. 26 – 34 с. – (Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании»).

7. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Мультзадачник «Механические явления». Книга опубликована в 2009 году по адресу www.edu-reforma.ru Международным Институтом Развития «ЭкоПро».

Реклама

Рис. №2

В 2005 году была разработана методика  использования рекламы в учебном процессе для развития критического мышления учащихся. Созданы учебные пособия на основе рекламы и на данный момент идет подготовка этих учебных пособий к публикации (рис. №2).

Материалы были представлены на следующих конференциях, симпозиумах и форумах:

1. V Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 15-19 сентября 2008 г в Анапе. Темы выступления: «Использование телевизионной рекламы в преподавании общеобразовательных предметов в школе».

2. XVIII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2008»). 6-8 ноября 2008 г. в г. Москва. Темы выступлений: «Использование телевизионной рекламы на общеобразовательных предметах для развития критического мышления учащихся».

3. ХIII Региональная научно-методическая конференция «Рождественские чтения -2009» по вопросам применения ИКТ в образовании. 9 января 2009 г. в г. Пермь. Темы выступлений: «Использование телевизионной рекламы на общеобразовательных предметах для развития критического мышления учащихся».

Кроме этого, были опубликованы следующие статьи:

1. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Использование телевизионной рекламы в преподавании общеобразовательных предметов в школе». Труды V Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2008)» - Анапа. М.; ООО «Пресс-аташе», 2008 – 372-377 с.

2. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Использование телевизионной рекламы на общеобразовательных предметах для развития критического мышления учащихся» (соавтор Калинин И. Ю.). Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция-выставка». Ч. III. – М.: МИФИ, 2008 – 63-65 с.

3. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Использование телевизионной рекламы на общеобразовательных предметах для развития критического мышления учащихся» (соавтор Калинин И. Ю.). Рождественские чтения: Тезисы докладов ХIII Региональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании 9 января 2009 г./ Пермь. ун-т; отв. за вып. Ю. А. Аляев, С. В. Русаков, 2009. – 16-17 с.

Высказывание учителей и учеников

 

Рис. №3

Учиться без ошибок невозможно. Но можно учиться на ошибках своих и других людей. В течение последних десяти лет при анализе работ учащихся (самостоятельных, контрольных и др.) было собрано более 2500 ошибок учащихся. Ошибки были проанализированы, и оказалось, что они позволяют корректировать не только деятельность учителя, но, в свою очередь, являются хорошим средством развития критического мышления учащихся. На основании собранного материала были сконструированы учебные пособия – электронные тесты (рис. №3), при решении которых ученику необходимо анализировать причины ошибок других учащихся (тех, кто учился до него), что, соответственно, способствует развитию их критического мышления.

Материалы были представлены на конференции:

1. X межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развивающего образования». 22-23 апреля 2005 г. в Перми. Тема выступления: «Причины ошибок учащихся при изучении природных процессов и методы их преодоления».

Также по данной теме были опубликованы следующие статьи:

1. Гаряев А. В. «Развитие критического мышления на уроках физики». Сборник тезисов «Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования». Чайковский: Изд-во «Гарант – Сервис», 2005. 59-60 с.

2. Гаряев А. В. «Причины ошибок учащихся при изучении явлений природы. Конструирование тестов, направленных на проверку понимания процессов природы». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики».

3. Гаряев А. В., Измайлова Д. А. «Коррекция учебной деятельности». Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в контексте развивающего образования: Материалы НПК, 2008. (Пермь, Пермский институт повышения квалификации работников образования/ Лаборатория развивающего обучения. – ПКРИПКРО. – Пермь, 2009. – 120-127 с.

4. Гаряев А. В., Измайлова Д. А. «Контроль и коррекция учебной деятельности по развитию мышления учащихся». Вестник ПОИПКПРО №1. Пермь: ПКИПКРО, 2009. – 15-19 с.

Анализ фактов научных и ненаучных

Рис. №4

Для критического анализа фактов как научных и ненаучных было написано более 100 сценариев занятий, по которым созданы электронные презентации (рис. №4). Авторская методика восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике, которая использовалась при разработке данного электронного учебного пособия описана в книге Гаряева А. В. «Развитие теоретического мышления на учебных занятиях по физике». В 2004 году данная работа была представлена на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации - 2004» и награждена, как победитель, медалью «Януша Корчака».

По данной проблеме были выступления на следующих конференциях, симпозиумах и форумах:

1. II региональный форум «Педагогический Олимп – 2003». 23-25 апреля 2003 года в г. Березники. Тема мастер-класса «Восхождение от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике».

2. III региональный форум «Педагогический Олимп – 2005». 28-29 апреля 2005 г. в г. Перми. Тема мастер-класса «Технология и методы развития теоретического мышления учащихся».

3. IV Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 11-15 сентября 2006 г в Анапе. Тема выступления: «Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и принципы создания электронных учебных пособий для учащихся».

4. XIII краевая научно-практическая конференция «Учитель и ученик в современном информационном пространстве – проблемы становления и развития». 13-14 апреля 2007 г в г. Пермь. Тема мастер-класса «Мультимедийные презентации как объект исследования».

5. IV региональный форум «Педагогический Олимп-2007». 13-15 апреля 2007 г в г. Чайковский. Тема мастер-класса «Использование ИКТ в преподавании физики».

6. XVII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2007»). 9-11 ноября 2007 г. в г. Москва. Тема выступления «Развитие визуального мышления учащихся средствами ИКТ».

7. XII Всероссийская научно-методическая конференция по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения». 9-10 января 2008 г. в г. Перми. Тема выступления «Методы развития визуального мышления на учебных занятиях».

8. II городская конференция «ИТО – Пермь 2008». 23-24 марта 2008 г. в г. Перми. Тема выступления «Развития визуального мышления учащихся».

9. III открытая городская конференция «Интернет-технологии в образовании». 23-24 марта 2009 г. в г. Пермь. Тема выступления: «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на основе неструктурированных информационных ресурсов Интернета».

По данной проблеме опубликованы следующие статьи:

1. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике». Сборник научных, методических и проектных материалов «Летняя проектная школа - 2003». Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. 52-89 с.

2. «Система развивающего обучения Л. В. Занкова в основной школе: учебная деятельность на уроках физики». Сборник «Преемственность в системе Л. В. Занкова: Опыт педагогов Пермского края». – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 24-26 с.

3. «Слово о физике или грамматика природы» (соавтор Гаряева Т. П.). «Информационные технологии в образовании». Сборник тезисов 2 городской конференции «ИТО – Пермь 2008». Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми – Пермь, 2008 – с. 39-41.

4. Гаряев А. В. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок» в 2008 году на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики».

5. Гаряев А. В., Гаряева Т. П., Калинин И.Ю. «Основные способы визуального представления учебной информации в учебном процессе: фото, кино, телевидение, компьютерная модель». Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования: материалы Всероссийской заочной научно-методической конференции студентов и аспирантов. – Славянск-на-Кубани, 2009 – 74-78 с.

6. Гаряев А. В., Гаряева Т. П., Калинин И.Ю. «ИКТ как средство  повышения эффективности восприятия и усвоения информации в учебном процессе». Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования: материалы Всероссийской заочной научно-методической конференции студентов и аспирантов. – Славянск-на-Кубани, 2009 – 69-73 с.

7. Гаряев А. В., Гаряева Т. П. «Проблема построения учебного процесса на основе достоверного и непротиворечивого знания и современные  мультимедийные средства получения, хранения и переработки информации». Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сборник материалов Международной научно-практической конференции (ИТО-Томск-2009). – Томск, 2009 - 119-123 с.

Система факультативных курсов по физике

по развитию критического мышления учащихся

Разработана система факультативных курсов, состоящая из следующих взаимосвязанных курсов:

1. «Физические ошибки в мультипликации, кино, рекламе и телевидении, литературных произведениях» для учащихся 7-9 классов.

2. «Анализ физических ошибок учащихся» для учащихся 10-11 классов. Для этого было собрано за время преподавания и проанализировано более 2500 ошибок учеников.

Навигация

Главная страница Карта сайта Форум
 

Форум
Блог

Советы по подготовке к экзаменам


Безопасный мотоцикл
(физика и дорога)









  2010 ©
Рябчевских Д.А.

 

Hosted by uCoz