Краткое описание опыта работы учителей физики Гаряева А.В. и Калинина И. Ю. по развитию критического мышления учащихся
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Главный инструмент, позволяющий человечеству приспосабливаться и сохраняться в процессе эволюции, - критический разум. Именно наличие критического разума является главным признаком образованной личности. Критический разум включает в себя здравый смысл и практическую мудрость, способность творчески формулировать суждения и оценки, имеющие значение в меняющемся мире.
Мировоззрение человека и его мышление формируется в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Поэтому мировоззрение и тип мышления, которые формируются в период взросления, зависят от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Как писал крупнейший Карл Манхейм: «Строго говоря, некорректно заявлять, что отдельный человек думает. Гораздо более корректно настаивать на том, что он продвигается в мышлении дальше, чем люди, думавшие до него. Он находит себя в унаследованной ситуации с образами мышления, приспособленными для этой ситуации, и пытается разработать дальше унаследованные способы реакции или заменить некоторые из них для того, чтобы более адекватно работать с новыми вызовами, которые возникают в результате сдвигов и изменений в его ситуации».
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» (В. Сухомлинский). Все современные методы и методики активизации мыслительной деятельности учащихся: технология обучения в группах гетерогенного состава, информационно-коммуникативные технологии, технологии развития критического, теоретического образного и теоретического понятийного мышлений должны быть органично включены в современный урок. Настоящий урок для ученика – сама жизнь со всеми её проблемами и достижениями, но в отличие от жизни, посвященная познанию мира и себя в этом мире и строительству мира в себе (мировоззрения).
Необходимость создания интеллектуального пространства, на котором возможно формирование критического мышления ученика предполагает создание соответствующих учебных пособий. В любых произведениях человеческой культуры, вольно или невольно, присутствуют искажения истинного состояния вещей. Причины этого – стереотипы, существующие в обществе, необоснованные допущения и предрассудки.
Предметом критического мышления являются различные продукты культуры и науки, в которых запечатлена и закодирована различная информация. Перечислим основные, которые можно рассматривать в ходе учебного процесса:
· Тексты (книги, статьи, стихи, поговорки и т. д.);
· Фильмы, мультфильмы;
· Реклама (политическая и коммерческая);
· Высказывания учителей и учеников;
· Факты (научные и ненаучные);
· Мифы, легенды, сказки.
На основании некоторых из них были созданы электронные учебные пособия, которые используются в учебном процессе с 2002 года. В их разработке и создании принимали активное участие ученики Гаряева А. В. и Калинина И. Ю. Методика использования ЭУП в учебном процессе была описана в книге «Развитие критического мышления учащихся», которая в 2009 году на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» стала победителем и была награждена медалью «Януша Корчака». В 2010 году данная работа участвовала в городском конкурсе «Методические и дидактические средства формирования информационной компетентности» и стала победителем конкурса (1 место) в номинации «Методические рекомендации».
Мультзадачники
Рис. №1
В 2005 году был создан «Союзмультзадачник: Занимательная физика» для начальной школы. В 2007 году он был представлен на краевом смотре-конкурсе методических и дидактических средств обучения, посвященного 80-летию системы дополнительного профессионального образования. Занял второе место (рис. №1 – в центре).
В том же 2005 году был разработано учебное пособие «Физика. Мультзадачник» на базе лучших мультфильмов кинокомпании «Союзмультфильм» и включающее в себя свыше 330 их фрагментов, на базе которых сформулировано более тысячи задач по физике. В 2007 году он был представлен на конкурсе «Фестиваля идей и инноваций» (г. Оренбург) проходящем в Приволжском федеральном округе. Данное учебное пособие стало победителем конкурса (рис. №1 – справа).
В том же 2007 году данное электронное учебное пособие Федеральным агенством по образованию и науки включено в реестр ЭУП допущенных к использованию в учебном процессе. Статья о мультзадачниках опубликована в «Сборнике методических материалов и наиболее интересных разработок в области совершенствования педагогического процесса в условиях проводимой и расширяющейся информатизации образования» / ООО "Современные образовательные концепции". - М., 2007. - 148 с.
Материалы были представлены на следующих конференциях и симпозиумах:
1. Научно-практическая конференция для образовательных учреждений южного куста Пермской области «Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования». 11 февраля
2. III Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 19-23 сентября
3. XI региональная научно-практическая конференция «Профилизация образования и развивающее обучение». 21-22 апреля
4. IV Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 11-15 сентября
5. Международная научно-практическая конференция «Начальное общее образование: проблемы и перспективы». 27-28 сентября
Кроме того, авторами опубликованы следующие статьи:
1. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Мультзадачник по физике как средство развития критичности мышления учащихся». Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №1. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2005. 108 – 118 с. – (Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании»).
2. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Мультзадачник как средство развития критического мышления на уроках физики». Труды 3 Всероссийской научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2005)» - Анапа. М.; Типография ФГУП «ПИК Винити», 2005 – 417-419 с.
3. Аляев Ю. А., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Союзмультзадачник. Занимательная физика» для начальной школы». Труды 4 Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2006)» - Анапа. М.; ООО «Пресс-аташе», 2006 – 306-310 с.
4. Аляев Ю. А., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Попугай Кеша», или мультзадачник для начальной школы». Материалы Международной научно-практической конференции «Начальное общее образование: проблемы и перспективы» (г. Пермь, 27-28 сентября
5. Аляев Ю. А., Баяндин Д. В., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Электронное учебное пособие «Мультзадачник по физике». Научно-методический журнал «Педагогическая информатика» №2. Москва. 2007 - с. 11-16.
6. Аляев Ю. А., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Электронное учебное пособие «Мультзадачник по физике». Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №4. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2008. 26 – 34 с. – (Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании»).
7. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Мультзадачник «Механические явления». Книга опубликована в 2009 году по адресу www.edu-reforma.ru Международным Институтом Развития «ЭкоПро».
Реклама
Рис. №2
Материалы были представлены на следующих конференциях, симпозиумах и форумах:
1. V Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 15-19 сентября
2. XVIII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2008»). 6-8 ноября
3. ХIII Региональная научно-методическая конференция «Рождественские чтения -2009» по вопросам применения ИКТ в образовании. 9 января
Кроме этого, были опубликованы следующие статьи:
1. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Использование телевизионной рекламы в преподавании общеобразовательных предметов в школе». Труды V Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш – 2008)» - Анапа. М.; ООО «Пресс-аташе», 2008 – 372-377 с.
2. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Использование телевизионной рекламы на общеобразовательных предметах для развития критического мышления учащихся» (соавтор Калинин И. Ю.). Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция-выставка». Ч. III. – М.: МИФИ, 2008 – 63-65 с.
3. Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Использование телевизионной рекламы на общеобразовательных предметах для развития критического мышления учащихся» (соавтор Калинин И. Ю.). Рождественские чтения: Тезисы докладов ХIII Региональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании 9 января
Высказывание учителей и учеников
Рис. №3
Материалы были представлены на конференции:
1. X межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развивающего образования». 22-23 апреля
Также по данной теме были опубликованы следующие статьи:
1. Гаряев А. В. «Развитие критического мышления на уроках физики». Сборник тезисов «Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования». Чайковский: Изд-во «Гарант – Сервис», 2005. 59-60 с.
2. Гаряев А. В. «Причины ошибок учащихся при изучении явлений природы. Конструирование тестов, направленных на проверку понимания процессов природы». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики».
3. Гаряев А. В., Измайлова Д. А. «Коррекция учебной деятельности». Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в контексте развивающего образования: Материалы НПК, 2008. (Пермь, Пермский институт повышения квалификации работников образования/ Лаборатория развивающего обучения. – ПКРИПКРО. – Пермь, 2009. – 120-127 с.
4. Гаряев А. В., Измайлова Д. А. «Контроль и коррекция учебной деятельности по развитию мышления учащихся». Вестник ПОИПКПРО №1. Пермь: ПКИПКРО, 2009. – 15-19 с.
Анализ фактов научных и ненаучных
Рис. №4
По данной проблеме были выступления на следующих конференциях, симпозиумах и форумах:
1. II региональный форум «Педагогический Олимп – 2003». 23-25 апреля 2003 года в г. Березники. Тема мастер-класса «Восхождение от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике».
2. III региональный форум «Педагогический Олимп – 2005». 28-29 апреля
3. IV Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 11-15 сентября
4. XIII краевая научно-практическая конференция «Учитель и ученик в современном информационном пространстве – проблемы становления и развития». 13-14 апреля
5. IV региональный форум «Педагогический Олимп-2007». 13-15 апреля
6. XVII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2007»). 9-11 ноября
7. XII Всероссийская научно-методическая конференция по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения». 9-10 января
8. II городская конференция «ИТО – Пермь 2008». 23-24 марта
9. III открытая городская конференция «Интернет-технологии в образовании». 23-24 марта
По данной проблеме опубликованы следующие статьи:
1. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике». Сборник научных, методических и проектных материалов «Летняя проектная школа - 2003». Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. 52-89 с.
2. «Система развивающего обучения Л. В. Занкова в основной школе: учебная деятельность на уроках физики». Сборник «Преемственность в системе Л. В. Занкова: Опыт педагогов Пермского края». – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 24-26 с.
3. «Слово о физике или грамматика природы» (соавтор Гаряева Т. П.). «Информационные технологии в образовании». Сборник тезисов 2 городской конференции «ИТО – Пермь 2008». Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми – Пермь, 2008 – с. 39-41.
4. Гаряев А. В. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок» в 2008 году на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики».
5. Гаряев А. В., Гаряева Т. П., Калинин И.Ю. «Основные способы визуального представления учебной информации в учебном процессе: фото, кино, телевидение, компьютерная модель». Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования: материалы Всероссийской заочной научно-методической конференции студентов и аспирантов. – Славянск-на-Кубани, 2009 – 74-78 с.
6. Гаряев А. В., Гаряева Т. П., Калинин И.Ю. «ИКТ как средство повышения эффективности восприятия и усвоения информации в учебном процессе». Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования: материалы Всероссийской заочной научно-методической конференции студентов и аспирантов. – Славянск-на-Кубани, 2009 – 69-73 с.
7. Гаряев А. В., Гаряева Т. П. «Проблема построения учебного процесса на основе достоверного и непротиворечивого знания и современные мультимедийные средства получения, хранения и переработки информации». Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сборник материалов Международной научно-практической конференции (ИТО-Томск-2009). – Томск, 2009 - 119-123 с.
Система факультативных курсов по физике
по развитию критического мышления учащихся
Разработана система факультативных курсов, состоящая из следующих взаимосвязанных курсов:
1. «Физические ошибки в мультипликации, кино, рекламе и телевидении, литературных произведениях» для учащихся 7-9 классов.
2. «Анализ физических ошибок учащихся» для учащихся 10-11 классов. Для этого было собрано за время преподавания и проанализировано более 2500 ошибок учеников.