Мир намного интереснее, чем кажется

Персональный сайт учителей физики
Гаряева Александра Владимировича
Калинина Игоря Юрьевича



Технологии распространения педагогического опыта

Проведение открытых уроков, мастер-классов

Рефлексивная проектно-педагогическая мастерская (РППМ)

Центр инновационного опыта МОУ «Гимназии №7»

Поставщик образовательных услуг

Проектная деятельность как средство распространения опыта

Участие в ассоциациях и объединениях педагогов

Центр «Одаренные дети»

Проведение открытых уроков, мастер-классов

 

С 1995 года уроки Гаряева А. В. посетили более 600 учителей физики Пермской области. Было проведено более 300 открытых уроков в гимназии №7. С 2002 года открытые уроки Гаряева А. В. стали посещать педагоги, преподающие не только естественнонаучные учебные предметы, но и учителя-гуманитарии, а также учителя начальной школы.

С 2002 года в рамках методических выездов организуемых министерством образования края, ПКИПКРО, ассоциацией «Луч» победителей краевого конкурса «Учитель года» стал делиться своими идеями  и разработанными электронными учебными пособиями с педагогами края непосредственно на их территории. С 2002 года проводил мастер-классы в следующих городах и поселках Пермской области: Березники, Оса, Чернушка, Кудымкар, Лысьва, Оханск, Ильинский, Чайковский, Кизел, Октябрьский, Чердынь, Пермский район (с. Мулянка, с. Кондратово), Сива, Орда, Верещагино, Кунгурский район (с. Шадейка), Карагай, Соликамск, Кочево, Барда, Березовка, Куеда. За это время распространено более 1000 экземпляров электронных авторских учебных пособий.

С 2002 года открытые уроки Гаряева А. В. стали посещать педагоги, преподающие не только естественнонаучные учебные предметы, но и учителя-гуманитарии, а также учителя начальной школы. Например, участники творческой площадки (руководитель Гаряев А.В.) учителя начальных классов из Еловской СОШ в 2008-2009 учебном году с тремя работами участвовали во Всероссийском интернет-конкурсе "Мультимедиа урок в современной школе" (адрес: www.edu-reforma.ru) и по рейтингу входили в 15 лучших в своей номинации, а конкурсный урок Кротовой Т.И. «Наш край – часть большой страны» в 2007 году был призером краевого конкурса, проводимым ПКИПКРО, и вошел в десятку лучших на конкурсе «Фестиваля идей и инноваций» (г. Оренбург) проходившем в Приволжском федеральном округе.

 

Рефлексивная проектно-педагогическая мастерская (РППМ)

 

В сентябре 1997 года на базе гимназии была создана педагогической мастерская под руководством Гаряева А.В. (учителя физики и математики) в которую входили Шайдурова Л.А. и Сухорученко М.В., (учителя математики).

В апреле 1998 года состав педагогической мастерской расширился, что говорило о потребности учителей в этом виде совместной работы. Новые члены Башкирцева Г.З., Косенко С.Н., Ногина Н.А., Нелюбина Н.П., Машанов Ф.П. (учителя математики), Голуб Е.Е. (учитель химии).

 В октябре 1999 года в педмастерскую влились новые члены: Жаворонкова З.В., Гаряева Т.П. (учителя биологии), Мокроусова В.А. (учитель химии), Шумкова Н.А., Зайцева Л.В. (учителя географии), Котельникова Н.Ф. (учитель математики).

До 2002 года в школе функционировали 3 рефлексивные проектно-педагогические мастерские (РППМ) объединенные одним руководителем (Гаряев А.В. – учитель физики и математики). Каждая РППМ работала в соответствии с собственным планом и руководствовалась в своей деятельности собственными представлениями о путях эволюции личности учителя как творца педагогической действительности, но цель этой деятельности у всех рефлексивных проектно-педагогических мастерских – поиск методов активизации мыслительной деятельности учащихся.

В первую РППМ входили учителя математики, работающие в гимназии и объединённые совместной опытно-экспериментальной работой по развитию теоретического мышления учащихся через работу над основными понятиями математики.

Во вторую РППМ входили учителя математики общеобразовательных классов и уже сложившиеся педагоги, достигшие определённых результатов, но далеко не исчерпавшие своих творческих возможностей. Это ощущение неудовлетворённости, недореализованности педагогов как личностей являлось для них мощным стимулом к рефлексии собственной деятельности, к поиску педагогического «Я» отражающая их новое состояние - «личность развивающаяся», потому что только такая личность может построить образование, направленное на развитие мышления учащихся.

В третью РППМ (последнюю по времени образования) входили учителя – естественники, в большинстве своём личности яркие и неоднозначные, разнородные по уровню целей и задач которые они ставят перед собой. Основная педагогическая потребность – поиск идей по развитию мышления учащихся, стимулирующих их творческий рост.

Основным результатом работы РППМ является рост уровня педагогического мастерства, который выражается в повышении квалификации педагогов в ходе аттестации; обобщения опыта на практическом и теоретическом уровнях; участии и победах в профессиональных конкурсах.

За время функционирования РППМ высшая категория была присвоена 12 педагогам, первая категория – 1 педагогу. Сухорученко М.В. стала в 1999г. победителем районного конкурса «Учитель года». Нелюбина Н. П. стала победителем районного конкурса «Учитель года» в 2001 году.

В 2002 году РППМ прекратили существование в связи с присвоением МОУ «СОШ №67» статуса «Гимназии №7» и образования кафедры естественных наук под руководством Гаряева А. В.

Наставничество над некоторыми педагогами осуществляется очень давно. Например, с 1998 года Гаряев А. В. является наставником Ногиной Н. А. За это время Ногиной Н. А. было опубликовано более 15 работ и сделано более 10 выступлений на конференциях различного уровня, вплоть до международных.

С 1999 года Гаряев А. В. осуществляет наставничество над Гаряевой Т. П. За это время Гаряевой Т. П. было опубликовано более 30 работ и сделано более 20 выступлений на конференциях различного уровня вплоть до международных. В 2008 году получила высшую квалификационную категорию. Стала в 2009 году победителем регионального конкурса «Образовательные проекты XXI века», победителем регионального конкурса с командой детей «Экологический серпантин» в номинации «Заповеди животного» и финалистом Всероссийского конкурса «Мой лучший урок».

Педагогическая мастерская с 2002 года приобрела краевой статус, то есть в неё на разных этапах входили и входят педагоги Пермского края. Это позволило некоторым из них стать победителями различных профессиональных конкурсов, активными участниками конференций различного уровня, и, самое главное, стать людьми готовыми и стремящимися к постоянному педагогическому общению и взаимодействию с другими педагогическими организациями и структурами во имя развития образования Пермского края. Например, Калинин И. Ю. (МОУ «Еловская СОШ»), стал победителем краевого конкурса «Учитель года» в 2005 году, победителем Всероссийского конкурса «Лучший учитель России» в рамках НП «Образование» в 2006 году, победителем конкурса «Педагогические инновации» в 2009 году. Опубликовал более 30 работ и выступал более чем на 20 конференциях различного уровня. Гаряев А. В. является его наставником с 2004 года.

Но изменения  происшедшие в жизни страны и общества, а, именно, его информатизация, потребовала от образования других методов, методик, технологий преподавания и новых адекватных изменившейся ситуации дидактических средств. Поэтому в сентябре 2006 по 2008 год на базе гимназии №7 г. Перми была создана новая рефлексивная проектно-педагогическая мастерская: «Методика применения ИКТ в обучении» под руководством Гаряева А.В. в которую вошли как учителя естественных, так и гуманитарных наук (Ногина Н. А., Пасечник Д. С., Гаряева Т. П., Мокроусова В. А., Безукладникова О. В.).

За время её деятельности 3 педагога получили высшую категорию.

С первых же занятий мастерские получили большую популярность. Кроме необходимой теоретической подготовки мастерские позволили в раскрепощенной творческой обстановке педагогам разных образовательных предметов и направлений общаться друг с другом, искать точки соприкосновения, вырабатывать общую стратегию педагогической деятельности, обмениваться опытом обучения. В дальнейшем под эгидой творческих мастерских появились творческие площадки в регионах Пермского края. Одна из таких площадок под руководством учителя физики и информатики Калинина Игоря Юрьевича плодотворно работает в Еловском районе Пермского края.

Центр инновационного опыта МОУ «Гимназии №7»

С 2008 года сотрудничество (наставничество) с педагогами гимназии №7 осуществляется в рамках созданного совместно с Жужговой Н. В. Центра инновационного опыта (ЦИО) в рамках каскадно-цикличной модели курсов повышения квалификации по теме: «Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством современных образовательных технологий». В 2009 году Гаряевым А. В. в рамках ЦИО были проведены следующие курсы повышения квалификации: «Содержание, формы и методы развития теоретического мышления учащихся», «Развитие критического мышления учащихся», «Развитие теоретического образного (визуального) мышления учащихся». Данные курсы посетило более 40 человек.

С 2009 данные курсы повышения квалификации включены в реестр поставщиков образовательных услуг Пермского края.

В 2010 году для педагогов предложены следующие модули (36 часов каждый) курсов повышения квалификации:

1.Обучение в группах гетерогенного состава.

2.Технология формирования учебных, интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских и проектных компетенций учащихся в образовательном процессе.

3.Методика использования ИКТ в образовательном процессе.

4.Развитие теоретического понятийного мышления учащихся.

5.Развитие теоретического образного (визуального) мышления учащихся.

6.Развитие критического мышления учащихся.

7.Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Поставщик образовательных услуг

 

С 2009 года вошел в реестр поставщиков образовательных ресурсов ИЦРСО. Основное направление:

Мышление - есть деятельность, которая присуща человеку от рождения. Такое качество этого мышления как интеллект есть результат не только генетических особенностей данного человека, но и являются результатом отчаянных усилий ума. Организация продуктивной мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе сложная и увлекательная задача. Именно данной технологии и посвящен курс «Технология конструирования, постановки и решения проблемных ситуаций в учебном процессе»

Новый виток научно-технической революции привел к тому, что основной объем информации люди стали получать с экранов телевизора и компьютера. Да и сам процесс обучения уже не мыслим без применения информационно-коммуникативных технологий.

Язык образов идет на смену словесному языку – таковы реалии сегодняшнего дня. Им нужно владеть также хорошо, как и привычным для педагога словесному языку, языку жестов и языку тела. Каждый язык может быть красноречив и косноязычен – это определяется талантом педагога. Язык образов требует предъявления других граней педагогического таланта и не все педагоги ими могут в равной степени обладать в силу своих природных качеств. Но этому можно научиться на курсах  «Технология моделирования развивающего образовательного эффекта использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе». Данная технология позволит педагогу более эффективно реализовывать интеллектуальный потенциал электронных образовательных ресурсов.

 

Проектная деятельность как средство распространения опыта

 

Экспериментальная проверка разработанных методик и созданных электронных учебных пособий осуществлялась в МОУ «Гимназия №7» (бывшая школа №67) и «Еловской СОШ», а также в рамках Летней проектной школы ПКИПКРО с учениками данных учебных заведений с 1996 года. Перечислим основные этапы:

1.С 1996 по 1999 год школа №67 являлась областной экспериментальной площадкой по теме «Развитие профессионального самоопределения учащихся гимназических классов». В рамках данного проекта был реализован проект «Система обучения умению решать задачи повышенной сложности и подготовки к выступлению на олимпиадах по физике».

2.С 1999 по 2002 год школа №67 являлась городской экспериментальной площадкой по теме «Развитие способностей к построению понятий и интерпретации текстов у учащихся гимназических классов». В рамках данного проекта был реализован групповой проект «Создание элементов системы развития теоретического мышления на уроках физики и математики».

3.В 2000 году в рамках Летней проектной школы реализовал проект: «Создание элементов системы развития теоретического мышления на уроках физики»

4.В 2001 году в рамках Летней проектной школы реализовал проект: «Мысленный эксперимент на учебных занятий по физике».

5.В 2002 году защитил проект опытно – экспериментальной работы по теме: «Разработка элементов системы развития теоретического мышления на уроках физики посредством физического, математического и компьютерного моделирования природных процессов и систем», который рассчитан на 5 лет (2002-2007 гг.). Проект был осуществлен на базе гимназии №7, Еловской СОШ и других школ области. Получен статус педагога-исследователя.

6.В 2003 году в рамках Летней проектной школы реализовал проект: «Метод восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике».

7.В 2004 году в рамках Летней проектной школы реализовал проект: «Моделирование гравитационных взаимодействий на учебных занятиях по физике».

8.В 2005 году в рамках Летней проектной школы совместно И. Ю. Калининым реализовал проект: «Развитие критического мышления на учебных занятиях по физике».

9.19 апреля 2007 года защитил проект опытно – экспериментальной работы по теме: «Развитие критического мышления учащихся на учебных занятиях по физике через анализ видео-, теле- и печатной продукции, а также собственных  творческих работ» который рассчитан на 5 лет (2007-2012 гг.). Проект будет осуществлен на базе гимназии №7, Еловской СОШ и других школ области. Подтвержден статус педагога-исследователя.

10.Участвовал в 2008 году в конкурсе инновационных проектов образовательных учреждений на получение статуса Центра Инновационного Опыта в условиях создания новой системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников образования Пермского края. Проект «Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством современных образовательных технологий» занял по рейтингу первое место.

Работа по разработке адекватных современной образовательной ситуации методик и работа по совершенствованию созданных электронных учебных пособий продолжается. Также начаты новые проекты по созданию электронных учебных пособий. Один из них связан с критическим анализом физических явлений изображенных в картинах русских художников. Цель другого проекта адаптация мультипликационных задачников для учащихся с ограниченными физическими возможностями (слабо слышащими и плоховидящими) с помощью азбуки Брайля и системы штрихового кодирования. Те, электронные учебные пособия, которые показали свою эффективность в педагогической практике, опубликованы или готовятся на данный момент к переизданию.

Участие в ассоциациях и объединениях педагогов

Гаряев Александр Владимирович является членом совета «Ассоциации лучших учителей Прикамья «Луч», Межрегионального клуба «Учитель года», Педагогического клуба «Первое сентября», «Ассоциации учителей, применяющих ИКТ» в г. Перми и председателем «Ассоциации учителей физики Пермского края».

Вместе с ассоциацией «Луч» участвовал в методических пробегах по селам и городам Пермского края, был членом жюри от ассоциации «Луч» на конкурсе «Учитель года», а также участвовал в организации и проведении краевых форумов «Педагогический Олимп» (в 2003 году в Березниках, в 2005 году в Перми, в 2007 году в Чайковском, в 2009 году в Барде).

В рамках Межрегионального клуба «Учитель года» участвовал в совместных семинарах по обмену педагогическим опытом в Москве и Ярославле.

В рамках Педагогического клуба «Первое сентября» участвовал ежегодно в фестивале «Открытый урок», на которых было представлено 7 практических работ по развитию теоретического мышления учащихся.

В рамках «Ассоциации учителей, применяющих ИКТ» участвовал в нескольких конкурсах электронных уроков, таких как «Электронный урок Smart» в 2008 году, «Лучший электронный урок» в 2008 году и в конкурсе «Методические и дидактические средства формирования информационной компетентности» в 2010 году.

В рамках «Ассоциации учителей физики Пермского края» провел открытый краевой конкурс «Этот прекрасный удивительный и загадочный мир» по физике.

Центр «Одаренные дети»

 

В 2010 году началась работа по созданию в МАУ «Гимназия №7» центра «Одаренные дети».

Цели:

1) Поиск, сопровождение и развитие одаренных детей;

2) Создание, поддержка и развитие в гимназии среды, способствующей развитию интеллектуальной одаренности учащихся;

3) Изменение роли гимназии в социуме.

Задачи:

1) Разработка критериев, позволяющих фиксировать различные виды одаренности;

2) Разработка и развитие модели системы тьюторства одаренных в гимназии;

3) Разработка и внедрение модели работы с одаренными;

4) Разработка собственных интеллектуальных конкурсов (например, создание открытого краевого конкурса «Этот прекрасный и удивительный мир» для учащихся России) и выход с ними на региональный и федеральный уровень;

5) Поиск и привлечение одаренных из других образовательных учреждений к деятельности (учебе) в гимназии.

6) Обучение педагогов края методам развития теоретического понятийного, критического и теоретического образного мышления учащихся, а также идеологии и методологии конкурса имени А. С. Попова через курсы повышения квалификации в рамках ЦИО.

Навигация

Главная страница Карта сайта Форум
 

Форум
Блог

Советы по подготовке к экзаменам


Безопасный мотоцикл
(физика и дорога)









  2010 ©
Рябчевских Д.А.

 

Hosted by uCoz