Мир намного интереснее, чем кажется

Персональный сайт учителей физики
Гаряева Александра Владимировича
Калинина Игоря Юрьевича



Краткое описание опыта работы учителя физики Гаряева А.В. по развитию теоретического понятийного мышления учащихся

Мир, окружающий человека, чрезвычайно сложен и многообразен. Пытаясь объяснить его устройство и происхождение, человек с давних пор создавал различные модели, как всей Вселенной, так и частные, объясняющие конкретные природные явления. Бытует мнение, что, обладая необходимым инструментарием, каждый может смоделировать всё что угодно.

Наше же исследование показывает, что обладание современными методиками и инструментами, является лишь необходимым, но не достаточным условием, для достижения планируемого результата. Достаточным и необходимым условием является развитое теоретическое мышление исследователя на материале той науки, в сфере которой находится предмет исследования.

Развитие теоретического мышления должно проходить следующие этапы:

1.Овладение методами теоретического мышления, такими как мысленный эксперимент, моделирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, формализация. На данном этапе находят также продолжение своего развития общелогические методы, в том числе и аналогия. Этот этап занимает период с 7 по 8 класс. Проходит в рамках факультативного курса «Теоретические методы решения физических задач».

2.Овладение обще-частными методами решения физических задач, такими как кинематический, динамический, законы сохранения, расчёта физических полей, дифференцирования и интегрирования, симметрийный и статистический анализы. На данном этапе свое дальнейшее продолжение развития получают теоретические методы познания природы, в особенности метод моделирования (через овладения методами анализа размерности, метод оценки, метод исследования предельных случаев и т.д.) и общелогические методы. Этот этап занимает период с 9 по 11 класс. Проходит в рамках факультативного курса «Математическое моделирование природных процессов и систем».

3.Овладение компьютерными технологиями для конечного пользователя в форме инструментальных средств в 9-11 классе. В нашем случае использовалась система визуального проектирования и математического моделирования «Stratum 2000», а также разработанные на её основе модельные лабораторные работы, модельные демонстрации, модельные конструкторы, обучающие сценарии входящие в состав обучающей системы «Виртуальная физика» (разработка РЦИ ПГТУ).

На данном этапе осваиваются методы компьютерного моделирования природных процессов и систем, а также численные методы решения задач. Свое дальнейшее развитие получают теоретические и общелогические методы познания, но в новом технологическом преломлении. Этот этап также занимает период с 9 по 11 класс. Проходит в рамках факультативного курса «Компьютерное моделирование физических процессов и систем».

Наличие данной системы последовательных курсов позволяет избежать несколько серьезных недостатков, существующих в современных системах обучения моделированию:

- отрыва модели от своего материального прототипа, то есть подмене его таким искусственным объектом, порой имеющим с реальным объектом мало общего в его существенных свойствах и отношениях;

- формализма применения математических средств, для анализа тех или иных природных явлений, то есть когда во главу угла поставлен сам метод познания, а не существо проблемы исследования. Для этого учащиеся учатся сначала строить физические модели природных явлений, а уже после этого их математические и компьютерные модели;

- необоснованной сложности предлагаемых задач на первом этапе обучения, через систему последовательных курсов, которые адаптированы для возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся.

Как же предполагается развитие теоретического мышления учащихся всего класса, если основная часть данной деятельности лежит в инвариантной части учебной программы по физике, то есть, другими словами, в эту деятельность включена лишь часть класса? Это осуществляется по двум направлениям:

а) Изменение методов преподавания – переход от объяснительно-иллюстративного (репродуктивного) метода, эксплуатирующего сложившийся к этому времени уровень мышления ученика, к методам деятельностным, направленным на развитие, как эмпирического, так и теоретического мышления ученика.

б) Изменение методики преподавания – внедрение в учебную деятельность групповой технологии взаимодействия учителя и ученика, и учеников между собой. Это предполагает не только обмен информацией между учениками, но и теми новыми методами работы с этой информацией, которые были приобретены теми, кто дополнительно посещает занятия факультатива.

Всё это, в совокупности, позволяет в той или иной мере вести непрерывную и целенаправленную работу по развитию теоретического мышления каждого ученика.

Для достижения поставленной цели были разработаны соответствующие учебные пособия, в разработке которых непосредственное участие принимали учащиеся Гаряева Александра Владимировича. Методология данных продуктов была описана в книге «Развитие теоретического мышления учащихся», которая на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» в 2004 году стала победителем и была награждена медалью «Януша Корчака»

Компьютерные модели по физике

Разработаны компьютерные модели, которые вошли в следующие электронные учебные пособия «Виртуальная физика», «Виртуальная школа», «Виртуальный автомобиль», «Физика и строительная техника» и «1 С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий».

Материалы были представлены на следующих конференциях:

1. Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы становления гимназического образования в Пермской области». 27-28 ноября 1997 г. в Перми. Тема выступления: «Обучение в группах гетерогенного состава как средство развития теоретического мышления учащихся».

2. 8 научно-практическая конференция преподавателей и сотрудников ПОИПКРО, работников образовательных учреждений. 7 апреля 1998 г. в Перми. Тема выступления: «Диалог как форма развития теоретического мышления учащихся на уроках физики».

3. 10 научно-практическая конференция преподавателей и сотрудников ПОИПКРО, работников образовательных учреждений. 19-20 апреля 2000 г. в Перми. Тема выступления: «Технология постановки мысленного эксперимента».

4. 4 региональная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании Пермской области: проблемы и перспективы». 27-30 марта 2001 г. в Перми. Темы выступлений: а) «Методология рефлексивной проектно-педагогической мастерской»; б) «Развитие теоретического мышления учащихся на уроках физики».

5. II региональный форум «Педагогический Олимп – 2003». 23-25 апреля 2003 года в г. Березники. Тема мастер-класса «Восхождение от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике».

6. 9 региональная научно-практическая конференция «Модернизация образования и развивающее обучение». 27-28 апреля 2004 г. в Перми. Тема выступления: «Моделирование на уроках физики».

7. III региональный форум «Педагогический Олимп – 2005». 28-29 апреля 2005 г. в г. Перми. Тема мастер-класса «Технология и методы развития теоретического мышления учащихся».

8. Научно-практическая конференция «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении». 15-16 марта 2006 г. в Березниках. Тема выступления «Компьютерное моделирование».

Были опубликованы следующие работы:

1.«Обучение в группах гетерогенного состава как средство развития теоретического мышления учащихся». Сборник материалов областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы становления гимназического образования в Пермской области». Пермь: ПОИПКРО. 1997. 46-47с.

2. «Развитие теоретического мышления учащихся на уроках физики». Сборник материалов научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании Пермской области: проблемы и перспективы». Пермь: ПОИПКРО. 2001. 91-92с.

4. Интерактивная обучающая система для среднего и высшего образования «Виртуальная физика» (в соавторстве). Пермь: РЦИ ПГТУ. 2001.

5. Электронный учебник «Виртуальная школа» (в соавторстве). Пермь: РЦИ ПГТУ, Департамент Образования Пермской Области. 2002.

6. «Мысленный эксперимент на учебных занятиях по физике». Сборник научных, проектных, методических материалов «Летняя проектная школа 2001 года». Пермь: ПОИПКРО, 2002. 72-87с.

7. «Что такое понятия?». Научно-методический сборник «Развитие способностей к построению понятий и интерпретации текстов у учащихся гимназических классов. Часть 3». Пермь: Информационный центр МОУ «Гимназия №7». 2003. 4-15с.

8. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике». Сборник научных, методических и проектных материалов «Летняя проектная школа - 2003». Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. 52-89 с.

9. «Моделирование на учебных занятиях по физике». Сборник материалов научно-практической конференции «Модернизация образования и развивающее обучение». Пермь: ПОИПКРО, 2004. 33-56с.

10. Электронное учебное пособие «1 С: Школа. Физика, 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий». Москва: Министерство образования Российской Федерации, ГУРЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», ЗАО «1С», ЗАО НПКЦ «Формоза – Альтаир», РЦИ Пермского ГТУ. 2004.

11. «Компьютерное моделирование – очередная мода или новый инструмент школьного педагога?» Сборник «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в школе технологического профиля». – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004. 105-110 с.

12. Физическое, математическое и компьютерное моделирование природных процессов и систем на уроках физики – Пермь: ПОИПКРО, 2005. – 60 с.

13. «Физическое, математическое и компьютерное моделирование природных процессов и систем на уроках физики». Сборник статей и материалов 10 научно-практической конференции ПОИПКРО. – Пермь: ПОИПКРО, 2005. 116-125 с.

14. «Физическое, математическое и компьютерное моделирование природных процессов и систем на уроках физики». Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №2. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2006. 135 – 148 с. – (Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании»).

15. «Компьютерное моделирование устройства, работы и движения автомобиля» (соавторы Дубровских Т., Загоскин М.). Сборник «ХХVI краевой конкурс исследовательских работ учащихся «Дерзание» в области естественно-математических наук»./Сост. П. А. Шевченко. Изд-во НП «Центр развития одаренности». – Пермь, 2006. – 28 с.

16. «Метод аналогии на учебных занятиях по физике (методические рекомендации). Пермь: ПОИПКРО, 2007. – 13 с.

18. «Построение понятий и их развитие на уроках физики». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики» 2006/2007.

19. «Методика проведения гидродинамической аналогии на учебных занятиях по физике». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики» 2006/2007.

20. «Метод аналогии на учебных занятиях по физике». Сборник материалов научно-практической конференции ПКИПКРО «Проблемы содержания, организации профильного обучения и некоторые пути их решения». – Пермь, 2007. – с. 87-97.

21. «Моделирование движения связанных тел». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики».

22. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному на учебных занятиях по физике». Статья опубликована на сайте фестиваля «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Преподавание физики».

Навигация

Главная страница Карта сайта Форум
 

Форум
Блог

Советы по подготовке к экзаменам


Безопасный мотоцикл
(физика и дорога)









  2010 ©
Рябчевских Д.А.

 

Hosted by uCoz